Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века
В минуту сомнения и разочарования оброненное замечание Римского-Корсакова: «Не есть ли опера и вообще какой-то вздор и вырождающаяся форма? Иногда думается, что только один сказочный вздор находит для себя подходящую форму в опере.
Только невероятное может быть выражено невероятным образом» - имеет глубокий позитивный смысл, касающийся не только оперы. Оно указывает на исключительное в сравнении с другими искусствами значение, которое получила в русской музыке сфера «невероятного» - эпического, мифологического, сказочного. Дело, конечно, не просто в сюжетах: оперы сказочно-мифологические существовали в любые периоды бытования этого жанра.
Если вся русская культура XIX в. устремлена «в Россию», если русская эстетика состоит во «внедрении всякого индивидуального образа в общий образ России», то в музыке благодаря ее высокой обобщающей силе этот идеал воплотился, быть может, наиболее органично и крупно.
Тенденции, которые заявили о себе в архитектуре и живописи с конца 1880-начала 1890-х годов и получили развитие в первые десятилетия XX в., - «новый этап исканий родной красоты» (И. Грабарь), состоявший в отказе от внешнего правдоподобия, от обязательного копирования мотивов народного искусства, с одной стороны, и повествовательное, «рассказывания» - с другой, - этот этап начался в музыке по крайней мере двумя десятилетиями ранее.
← Русская культура XIX века | Конкретность и многогранность хоровых образов русской оперы → |
---|