Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Русская культура XIX века

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Характерные черты «неорусского стиля» рубежа веков - обращение к сказочным, былинным темам, к легендарным или фольклорным персонажам, стремление передать эмоциональный строй древнерусского и народного искусства путем «сознательного отбора тех или иных мотивов и форм, которые наиболее полно отвечают новым эстетическим требованиям, а иногда и их произвольное изменение с целью достичь наиболее сильного впечатления», т. е. воссоздание и развитие народной системы мышления, очевидны в музыке уже с рубежа 1860-1870-х годов.

Совпадает и тяготение к искусству Русского Севера как заповедника чистых, не замутненных «татарщиной» или иноземными влияниями проявлений народного творчества, вообще русского духа.

В литературе открытие Севера произошло позже, чем в изобразительном искусстве, - в период между двумя революциями; в музыке - раньше, особенно в творчестве двух великих отечественных композиторов, уроженцев северозападных земель, - Мусоргского и Римского-Корсакова. У второго - непосредственно в разработке «северных» тем, но также в общем строе музыкального высказывания; у первого - в «сказовом» духе, которым проникнута «самая историческая» и «самая политическая» в отечественном наследии опера - «Хованщина»; суровая мощь Севера слышна и в песнях, и в хоровых сценах «Бориса».

В эстетических дискуссиях XIX в. термины «современный» и «реальный» часто соседствуют, а иногда и взаимозаменяются. В газетно-журнальной полемике, касающейся музыки, определения «реализм», «реальный» обычно применяются, когда речь идет о злободневности темы сочинения, новизне его языка, но нередко также заменяют собой понятия «грубый натурализм», «внехудожественность». Стасов часто ставит знак равенства между «реальностью» и «народностью» либо «национальностью»; под «реальностью» же им понимается осязаемо существующее, которому противопоставляются «всякие выдумки и идеальности», каковы, например, религиозные, аллегорические и мифологические сюжеты, кроме сюжетов из славяно-русской мифологии, горячо Стасовым любимых. Даргомыжский определил свой реализм знаменитым афоризмом: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». «Художественную правду» выдвигал Римский-Корсаков в качестве главного принципа кучкизма. Мусоргский писал: «Жизнь, где бы ни оказалась; правда, как бы ни была солона. . .» Таким образом, понятие «реализм» в музыке было (и остается) крайне широким, «размытым». В то же время оно имело вполне конкретное наполнение, имеющее прямое отношение к проблематике «картины мира».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Историческое единство человеческой культуры

Присущее современной науке обостренное чувство глубокого…

Личностный подход в культурологии

С этим нельзя не согласиться. Но на каких основаниях должно строить…

Игра тяжестями

Все здесь в состоянии действа - созидающего и преобразующего. Все…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…