Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века
Характерные черты «неорусского стиля» рубежа веков - обращение к сказочным, былинным темам, к легендарным или фольклорным персонажам, стремление передать эмоциональный строй древнерусского и народного искусства путем «сознательного отбора тех или иных мотивов и форм, которые наиболее полно отвечают новым эстетическим требованиям, а иногда и их произвольное изменение с целью достичь наиболее сильного впечатления», т. е. воссоздание и развитие народной системы мышления, очевидны в музыке уже с рубежа 1860-1870-х годов.
Совпадает и тяготение к искусству Русского Севера как заповедника чистых, не замутненных «татарщиной» или иноземными влияниями проявлений народного творчества, вообще русского духа.
В литературе открытие Севера произошло позже, чем в изобразительном искусстве, - в период между двумя революциями; в музыке - раньше, особенно в творчестве двух великих отечественных композиторов, уроженцев северозападных земель, - Мусоргского и Римского-Корсакова. У второго - непосредственно в разработке «северных» тем, но также в общем строе музыкального высказывания; у первого - в «сказовом» духе, которым проникнута «самая историческая» и «самая политическая» в отечественном наследии опера - «Хованщина»; суровая мощь Севера слышна и в песнях, и в хоровых сценах «Бориса».
В эстетических дискуссиях XIX в. термины «современный» и «реальный» часто соседствуют, а иногда и взаимозаменяются. В газетно-журнальной полемике, касающейся музыки, определения «реализм», «реальный» обычно применяются, когда речь идет о злободневности темы сочинения, новизне его языка, но нередко также заменяют собой понятия «грубый натурализм», «внехудожественность». Стасов часто ставит знак равенства между «реальностью» и «народностью» либо «национальностью»; под «реальностью» же им понимается осязаемо существующее, которому противопоставляются «всякие выдумки и идеальности», каковы, например, религиозные, аллегорические и мифологические сюжеты, кроме сюжетов из славяно-русской мифологии, горячо Стасовым любимых. Даргомыжский определил свой реализм знаменитым афоризмом: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». «Художественную правду» выдвигал Римский-Корсаков в качестве главного принципа кучкизма. Мусоргский писал: «Жизнь, где бы ни оказалась; правда, как бы ни была солона. . .» Таким образом, понятие «реализм» в музыке было (и остается) крайне широким, «размытым». В то же время оно имело вполне конкретное наполнение, имеющее прямое отношение к проблематике «картины мира».
← Характерные черты литературного реализма | Сказки Римского-Корсакова → |
---|