Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Корсаковская «Млада»

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

В связи с проблематикой «Млады» можно вспомнить также, что опера мыслилась первоначально, на рубеже 1860-1870-х, как коллективное произведение «Могучей кучки», т. е., продолжая цитированную выше мысль Асафьева, следующий этап совместного выступления творческой группы перед публикой снова соотносился со славянской темой.

Известно, что фрагменты, написанные для этой первой «Млады» Бородиным, вошли затем в переработанном виде в «Князя Игоря», что Мусоргский приспособил и переделал для «Млады» своих «Ведьм» - «Иванову ночь на Лысой горе», которая затем нашла место в «Сорочинской ярмарке». Иначе говоря, от славянской идеи, поднятой в начале движения кучкизма, расходятся затем нити в разных направлениях.
Упоминанием «Сорочинской ярмарки» затрагивается еще один, очень существенный и очень широко представленный в русской музыке национальный аспект славянства - украинский. «Украинизмы» являлись неотъемлемой чертой столичного музыкального быта еще с XVIII столетия; в 60-е годы XIX в., когда «малороссийский вопрос» стоял в интеллигентной среде рядом с вопросом крестьянским, внимание к народному искусству Украины стало особенно пристальным. Часто присутствие этой темы определялось обращением композиторов к творчеству Гоголя (начиная с Глинки - замысел «Тараса Бульбы»), в 1860-е годы не менее важным руслом была поэзия Шевченко. Каждый из композиторов подходил к воплощению украинского начала по-своему: Римский-Корсаков в «Майской ночи» и особенно «Ночи перед Рождеством», используя национальные мотивы, «поворачивал» их в общеславянское русло; Мусоргский в «Сорочинской ярмарке», напротив, стремился выявить острую характерность современной украинской речи. Бородин в «Князе Игоре», как показывают современные исследования, не прошел мимо самобытного пласта украинской песен-ности - историко-эпических дум, «приурочив» их интонационность к эпохе Древнего Киева. Сильное влияние украинского начала в его чисто музыкальных проявлениях заметно в мелодике Чайковского.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Свобода утверждения личностного

Свобода утверждения личностного, индивидуально-пристрастного всегда…

Категории психических процессов

Подавляющее большинство исследователей на этот вопрос отвечают…

Дионисическое искусство

Чудесное в своей внезапности, дионисическое искусство позволяет…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…