Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жанрово-драматургическое определение

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Жанрово-драматургическое определение «Парсифаля» - «Buhnenweih-festspieb, «Китежа» - «сказание», но принял Римский-Корсаков и другой подзаголовок - «литургическая опера», истолковав это определение как форму, в которой «всякое драматическое действие исчезает». При тождестве отправных идей драматургия и конечный смысл двух опер тем не менее различны. Один из корней этого различия - воплощение образов зла, искушения, страдания.

В «Парсифале» они занимают очень большое место, проходя через все линии действия; в «Китеже» подобные мотивы сосредоточены в образе Гришки Кутерьмы. Символично в этом смысле интонационное сходство - близкое и вряд ли случайное - «цветочных» тем двух опер: дев-цветов в садах Клингзора - образ отравленной, «темной» красоты и «нездешних цветиков» лесной пустыни в IV действии «Китежа». Это сходство-различие свидетельствует: в миропонимании русского композитора красота не может быть дьявольским искушением, весь сотворенный мир добр и благ. Такая мысль не чужда и Вагнеру, и все-таки «похвала пустыне» в «Парсифале» - оазис, тогда как в «Китеже» - вселенная. Далее, судьба Февронии неотделима от судеб Княжича Всеволода, Князя Юрия, Гришки, горожан Великого и Малого Китежей - судеб народа и страны; в судьбе же Парсифаля главное - индивидуальное решение и индивидуальное усилие: в сущности, содержание этой оперы Вагнера может быть целиком понято как символическое, персонифицированное воплощение противоборствующих сил человеческой души. Лишь на вершине личного подвига, победив темные силы плоти, герой Вагнера возвращается к человечеству и приобщает его к своему подвигу. Речи Парсифаля и других героев, напряженные до крайности и даже невнятности, проясняются тогда, когда их мысль и дух обращаются к всеобщему и непоколебимому - святыне Грааля. То, что от Грааля, выражено через самые универсальные жанры западноевропейской культуры - прежде всего хорал, а также и марш; замысел оперы - в сочетании и борении двух сфер: условно говоря, внежанровой и жанровой, и только тема «последней вечери» парит над схваткой. Совсем иначе в «Китеже».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Пик собирательской деятельности

Движимые небезосновательной тревогой за судьбы фольклора в…

Праздничный экстаз

Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения…

Литературоцентристская ориентация видов искусств

Литературоцентристская ориентация видов искусств этого времени как…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…