Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века
«Музыка - сугубо интонационное искусство. . . - писал Асафьев, - Русская музыка) до сих пор продолжает быть насыщенной культовой, древней, исконной культурой интонации!».
И как бы ни усложнялся и профессионализировался ее язык, своеобразие русской музыки в сравнении с западноевропейскими школами - «в удержании даже за самым сложным искусством интонационной свежести и первозданности песенной народной интонации» Унаследованное искусством Нового времени от древнерусской культуры это качество всепроникающей интонационности, распевности - вплоть до насыщения ею симфонической ткани, до преобразования по ее законам «заданных» форм-схем - определило особенность проявления в музыке личностного начала. Интонация, распев не есть индивидуальное достояние, «я» не может быть здесь противопоставлено «миру».
«Для русских композиторов характерно, что, чем крупнее индивидуальность, то есть чем, казалось бы, с большей гордостью должны утверждать себя индивидуализм - личные чувствования, тем, наоборот, упорнее стремление не отрываться от песенности как интонации коллективных чувствований и родников народного голосоведения». Это стремление не сковывало свободу русских музыкантов, напротив, освобождало (по формуле П. А. Флоренского, «в закономерности - свобода, в произволе - необходимость»), давало сильную, живую опору в воплощении «всевременного» и «идеального».
На основе поиска основополагающих, всевременных черт народного идеала в 1890-е годы происходит сближение московской и петербургской школ. Холодно принимаемый в Петербурге Корсаков, отвергнутый столицей Мусоргский, ненужный ей Бородин к концу 1890-х годов становятся любимыми московскими композиторами; из Москвы берет начало всероссийское их признание в период после 1905 г.
← «Музыка» - сугубо интонационное искусство | Беляевский период → |
---|