Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Сочинения Римского-Корсакова

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

«Музыка - сугубо интонационное искусство. . . - писал Асафьев, - Русская музыка) до сих пор продолжает быть насыщенной культовой, древней, исконной культурой интонации!».

И как бы ни усложнялся и профессионализировался ее язык, своеобразие русской музыки в сравнении с западноевропейскими школами - «в удержании даже за самым сложным искусством интонационной свежести и первозданности песенной народной интонации» Унаследованное искусством Нового времени от древнерусской культуры это качество всепроникающей интонационности, распевности - вплоть до насыщения ею симфонической ткани, до преобразования по ее законам «заданных» форм-схем - определило особенность проявления в музыке личностного начала. Интонация, распев не есть индивидуальное достояние, «я» не может быть здесь противопоставлено «миру».

«Для русских композиторов характерно, что, чем крупнее индивидуальность, то есть чем, казалось бы, с большей гордостью должны утверждать себя индивидуализм - личные чувствования, тем, наоборот, упорнее стремление не отрываться от песенности как интонации коллективных чувствований и родников народного голосоведения». Это стремление не сковывало свободу русских музыкантов, напротив, освобождало (по формуле П. А. Флоренского, «в закономерности - свобода, в произволе - необходимость»), давало сильную, живую опору в воплощении «всевременного» и «идеального».

На основе поиска основополагающих, всевременных черт народного идеала в 1890-е годы происходит сближение московской и петербургской школ. Холодно принимаемый в Петербурге Корсаков, отвергнутый столицей Мусоргский, ненужный ей Бородин к концу 1890-х годов становятся любимыми московскими композиторами; из Москвы берет начало всероссийское их признание в период после 1905 г.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Народное искусство как целостный объект

Об этом же свидетельствует и тот факт, что далеко не каждый народный…

Символический схематизм

Его онтологизированная семантика, освященная традицией и преданием,…

Разработка эстетического понятия искусства

Возросшему общественному значению искусства соответствовало…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…