Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Беляевский период

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Сочинения Римского-Корсакова исполнялись, но, например, его оперы при постановках в Мариинском театре принимались не более как «с почетным успехом». Публика действительно жаждала «покоя и воли» или, по Римскому-Корсакову, «сладкопения».

С одной стороны, оправдывалось предсказанное Мусоргским в письме к А. А. Голенищеву-Кутузову в 1875 г.: «Способ легкой наживы и, конечно, столь же легкого разорения (биржа) очень родственно уживается с способом легкого сочинительства (буфф) и легкого разврата (канкан). .. .Буфф вступит в легальную связь с канканом и задушит nous autres С другой стороны, отечественным музыкантам петербургской школы предъявлялось - критикой, слушателями нового поколения - обвинение в «народничании», «примитивнича-нии» и, как следствие, «невнимании к жизни человеческого духа» и его «идеальным порывам», в пренебрежении опытом западноевропейского искусства.

Однако 1880-1890-е годы отнюдь не были застойным периодом в русском музыкальном творчестве. По отношению к музыке можно, по-видимому, определить направление происходивших перемен как стремление говорить об идеальном в идеальных формах. Кризисным явлениям текущей жизни противопоставлялся здесь с нарастающей силой идеальный образ России в единстве ее прошлого и будущего, природы и народа, «мы» и «я». Быть может, именно музыка в те годы в наибольшей мере осуществляла предназначение искусства по Гоголю: «Возвращать в общество то, что есть истинно-прекрасного и что изгнано из него нынешнею бессмысленною жизнью».

Существует концепция, по которой «идеальные устремления» русской музыки этого периода имели сугубо романтический характер «ухода от жизни»: «От серой, обыденной действительности музыка увлекала слушателя в мир чистой красоты и поэзии» или «романтической мечты, представленной в картинах опоэтизированного патриархального мира» Такое суждение представляется неверным: красоту русская музыка, как и другие отечественные искусства, находила в самой жизни, именно возвращая в нее ее собственное истинно прекрасное. Это воплощалось непосредственно в музыкальной ткани, а не в эстетических программах.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Поле деятельности пропагандиста

Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль,…

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Архитектура образа

Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…