Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Старый театр действительно дошел до «границ своей выразительности», оказался бессилен перед истинно новой пьесой - бессилен в целом, во всем наборе привычных средств, при помощи которых он пытался справиться с «Чайкой». Даже великая актриса - быть может, наиболее «чеховская» актриса русской сцены - В. Ф. Комиссаржевская не смогла победить эту стену рутины так, как это удавалось в других пьесах М. Г. Савиной или М. Н. Ермоловой, напротив - сама в момент премьеры была побеждена ею. Решить «Чайку» на старом языке театра оказалось невозможным; требовалось нечто иное.
Здесь в истории русского театра возникает интригующий и до сих пор не имеющий единого объяснения момент. Через два года после провала «Чайка» была представлена на сцене Московского Художественного театра с успехом, равным по силе предшествующему провалу, а по последствиям своим намного превзошедшим ее. К пьесе был найден ключ, давший начало новому типу театра, новой театральной системе, - и все это после столь короткой паузы, на сцене совсем молодого, неокрепшего театра, переживающего свой первый сезон.
Этот внезапный «скачок» по-разному объясняется исследователями. Бесспорным остается одно - трактовка его содержания, сути: он связан с рождением в России режиссерского театра, быстро преодолевшего отсталость, архаику сценического искусства, несинхронность его развития и поставившего его в ряд главных, первых искусств. Спорят лишь о причинах столь быстрого успеха, видя в них итог то долгих внутренних процессов - то внешних влияний, то результат воздействия литературы - то союз театра «авторского» и «актерского» с новыми средствами сцены.
← Внезапный «скачок» | М. Метерлинка → |
---|