Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Национальная почвенность оперы Чайковского

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Национальная почвенность оперы Чайковского, конечно, вне сомнений; в «Опричнике» он несомненно стремился и к передаче исторического колорита. Но именно колорита-фона, часто яркого и выразительного, для драмы героев. В сущности, идет речь прежде всего О таинственном, едва ли не врожденном чувстве истории, которое может проявляться не только в сочинениях на историческую тему: «Даже в подходе к пейзажу, к быту может выражаться то большее, то меньшее чувство истории.

Если мы сравним с этой точки зрения таких русских писателей, как Чехов и Бунин, то заметим, что у Чехова почти отсутствует интерес к истории, в то время как у Бунина этот интерес поглощает его целиком.

Для Бунина были полны историческими воспоминаниями даже русские реки, дороги, степь» ао. В отличие от Чехова и подобно Мусоргскому, Чайковский с любовью изучал отечественную историю («Лермонтов прямо говорит, что темной старины заветные преданья не шевелят души его. А я даже и это люблю»), однако интересовался не «общими тяготениями больших масс», а «одними только личностями, их характерами, частной жизнью, домашней обстановкой». По меткому замечанию современника, Чайковский, «воплощая в звуках образы прошлого: эпоху наших дедов и прадедов быть может, сам того не замечая, - изображал лишь нас самих с нашими неразгаданными сомнениями, нашими скорбями и радостями».

Действительно, в музыкальной речи персонажей «Опричника» нет ничего «привязывающего» их к обозначенной эпохе; их речевое самоопределение обусловлено лишь эмоционально-образно - например, песенность в партии Морозовой связана с лирико-трагическим образом несчастной матери, а «мейерберовская» окраска партии Вязьминского - со «зловещей», «роковой» ролью его в драме.

В принципе же герои Чайковского - не только в «Опричнике», но и в более зрелых операх - говорят на одном языке, и национальная основа этого языка есть, по определению Асафьева, «современная Чайковскому деревенская, подгородняя и городская лирика в ее интонационных преобразованиях - стиль, еще не завершивший себя в эпоху, когда композитор начал сочинять» Подобная основа - в сочетании, разумеется, с иными элементами - может быть выражена с большей или меньшей отчетливостью, причем в народных сценах обычно гораздо отчетливее, чем в «личных».

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Художественный и действительный мир

Эта иллюзия как необходимое условие творчества получает очевидное…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…