Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Национальная почвенность оперы Чайковского

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Национальная почвенность оперы Чайковского, конечно, вне сомнений; в «Опричнике» он несомненно стремился и к передаче исторического колорита. Но именно колорита-фона, часто яркого и выразительного, для драмы героев. В сущности, идет речь прежде всего О таинственном, едва ли не врожденном чувстве истории, которое может проявляться не только в сочинениях на историческую тему: «Даже в подходе к пейзажу, к быту может выражаться то большее, то меньшее чувство истории.

Если мы сравним с этой точки зрения таких русских писателей, как Чехов и Бунин, то заметим, что у Чехова почти отсутствует интерес к истории, в то время как у Бунина этот интерес поглощает его целиком.

Для Бунина были полны историческими воспоминаниями даже русские реки, дороги, степь» ао. В отличие от Чехова и подобно Мусоргскому, Чайковский с любовью изучал отечественную историю («Лермонтов прямо говорит, что темной старины заветные преданья не шевелят души его. А я даже и это люблю»), однако интересовался не «общими тяготениями больших масс», а «одними только личностями, их характерами, частной жизнью, домашней обстановкой». По меткому замечанию современника, Чайковский, «воплощая в звуках образы прошлого: эпоху наших дедов и прадедов быть может, сам того не замечая, - изображал лишь нас самих с нашими неразгаданными сомнениями, нашими скорбями и радостями».

Действительно, в музыкальной речи персонажей «Опричника» нет ничего «привязывающего» их к обозначенной эпохе; их речевое самоопределение обусловлено лишь эмоционально-образно - например, песенность в партии Морозовой связана с лирико-трагическим образом несчастной матери, а «мейерберовская» окраска партии Вязьминского - со «зловещей», «роковой» ролью его в драме.

В принципе же герои Чайковского - не только в «Опричнике», но и в более зрелых операх - говорят на одном языке, и национальная основа этого языка есть, по определению Асафьева, «современная Чайковскому деревенская, подгородняя и городская лирика в ее интонационных преобразованиях - стиль, еще не завершивший себя в эпоху, когда композитор начал сочинять» Подобная основа - в сочетании, разумеется, с иными элементами - может быть выражена с большей или меньшей отчетливостью, причем в народных сценах обычно гораздо отчетливее, чем в «личных».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Романтизм и культура

Рационализация жизни, подчинение ее усредненно-трезвому разуму,…

Целостно-человеческое духовное содержание

Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе,…

Культура как абсолютная ценность человечества

Культура как абсолютная ценность человечества ставит перед обществом…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…