Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Взаимоотношения русского и зарубежного театра

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

В этом плане особенно интересна реакция русской публики и театра
на гастроли придворной труппы Саксен-Мейнингенского герцогства. Гастроли эти поразили не репертуаром, основанным на высокой классике, - прежде всего Шиллер и Шекспир (для русской сцены это было привычно), не крупными актерскими работами (что было не самой сильной стороной мейнингенцев), но слаженностью спектаклей.

Историческая точность, сценическая выразительность решений, богатое оформление, в массовых сценах вместо безликих статистов живая во множестве лиц толпа, главное - единство всех компонентов спектакля привлекали более всего и стимулировали собственные искания.
В восприятии гастролей не было единодушия, особенно в отзывах о первых и вторых гастролях. Был суров в оценке Островский, отметивший недостаточность «внутренней» правды за счет развитой «внешней»: «Игра их не оставляет того полного удовлетворяющего душу впечатления, какое получается от художественного произведения; то, что мы у них видели - не искусство, а уменье, т. е. ремесло» . Ему как бы вторил Немирович-Данченко - при «изумительной» «внешней части исполнения»ему не хватало в спектакле «внутреннего смысла»: «Картины, группы, громы и молнии - все это бесподобно, а ни один характер не выдержан».
При повторных гастролях оценки, не теряя критичности и спокойной трезвости, становятся более взвешенными. Можно было бы объяснить это тем, что к мейнингенцам начали привыкать, но дело не только в этом: в их спектаклях научились видеть нечто такое, чего не видели прежде, хотя сами мейнингенцы не изменились. Алексей Н. Веселовский отметил «демократический принцип игры сообща», «игру того собирательного существа, которому имя все. ..» . Н. Е. Эфрос и молодой Станиславский ощутили в спектаклях и «внутренний смысл». Эфрос писал об «атмосфере пьесы, стиле эпохи, даже настроении действия»; Станиславский заступался за мейнингенцев: «. . .было бы неправильно утверждать, что у них все было внешним, все основано на бутафории. . . .Дух Шиллера и Шекспира жил в труппе» - и отмечал «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Возрастающее разделение труда

Возрастающее разделение труда на пороге между мануфактурой и…

Социальные, политические и художественные задачи Бури

К нерасторжимому единству чувства и мысли присоединяется действие в…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…