Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
В этом плане особенно интересна реакция русской публики и театра
на гастроли придворной труппы Саксен-Мейнингенского герцогства. Гастроли эти поразили не репертуаром, основанным на высокой классике, - прежде всего Шиллер и Шекспир (для русской сцены это было привычно), не крупными актерскими работами (что было не самой сильной стороной мейнингенцев), но слаженностью спектаклей.
Историческая точность, сценическая выразительность решений, богатое оформление, в массовых сценах вместо безликих статистов живая во множестве лиц толпа, главное - единство всех компонентов спектакля привлекали более всего и стимулировали собственные искания.
В восприятии гастролей не было единодушия, особенно в отзывах о первых и вторых гастролях. Был суров в оценке Островский, отметивший недостаточность «внутренней» правды за счет развитой «внешней»: «Игра их не оставляет того полного удовлетворяющего душу впечатления, какое получается от художественного произведения; то, что мы у них видели - не искусство, а уменье, т. е. ремесло» . Ему как бы вторил Немирович-Данченко - при «изумительной» «внешней части исполнения»ему не хватало в спектакле «внутреннего смысла»: «Картины, группы, громы и молнии - все это бесподобно, а ни один характер не выдержан».
При повторных гастролях оценки, не теряя критичности и спокойной трезвости, становятся более взвешенными. Можно было бы объяснить это тем, что к мейнингенцам начали привыкать, но дело не только в этом: в их спектаклях научились видеть нечто такое, чего не видели прежде, хотя сами мейнингенцы не изменились. Алексей Н. Веселовский отметил «демократический принцип игры сообща», «игру того собирательного существа, которому имя все. ..» . Н. Е. Эфрос и молодой Станиславский ощутили в спектаклях и «внутренний смысл». Эфрос писал об «атмосфере пьесы, стиле эпохи, даже настроении действия»; Станиславский заступался за мейнингенцев: «. . .было бы неправильно утверждать, что у них все было внешним, все основано на бутафории. . . .Дух Шиллера и Шекспира жил в труппе» - и отмечал «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения».
← Н. Е. Эфрос | Внезапный «скачок» → |
---|