Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Традиционно среди исследователей театра мнение, что «рождение русской режиссуры. . . было выстрадано предшествующими десятилетиями жизни русского театра» , накоплением количественных изменений, давших взрыв нового качества. Более новое мнение видит решающий стимул для этого взрыва в тех уроках, которые русскому театру дал западный, - в гастролях мейнингенской труппы 1885 и 1890 гг.
Самый механизм рождения нового видится в соединении «актерского отношения к образу человека» с «режиссерским отношением к образу мира» ; в ином варианте - соединения «актерского ансамбля с изобразительными средствами сцены». Другая интерпретация говорит о «сдвигах, которые повела за собой литературная реформа сцены».
Все эти мнения приводятся не для того, чтобы разбирать и оспаривать их, - правы все исследователи, хотя каждый из них разрабатывает свой пласт, свою сторону правды. Эта сумма подходов и мнений доказывает только то, как сложен был происходивший в русском театре процесс, насколько широко охватывал он весь организм и все связи театра. Достаточно поочередно взглянуть на каждую из названных причин, как станет ясно, что одной ее было мало и что к перевороту в театре вела цепь связанных друг с другом явлений. Взаимоотношения русского и зарубежного театра в конце XIX в. вступили в новую фазу, и дело здесь не в приоритете открытий и не в силе влияния, но в том, что тот и другой театр (равно как и «новая драма») были включены в общеевропейский процесс - процесс же этот неотрывен от рождения режиссуры. При этом и русская «новая драма» (в лице Чехова), и русский режиссерский театр, включаясь в этот процесс позже других стран, займут затем в нем лидирующее место. И дело здесь не в быстрой переимчивости, но в неких подспудных течениях, которые позволяли войти в общий поток внезапно, но прочно.
← Взаимоотношения русского и зарубежного театра | Старый театр → |
---|