Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века
Но и раньше «русский дух» не был замкнут пределами страны. «Русская мысль)... начав с попыток улучшить наличное политическое устройство.. . все более влеклась к пересозданию общей жизни.
Ее нравственный порыв был устремлен к отысканию „последних" истин», Высокое наследие европейского прошлого принималось в России с благодарностью и благоговением. Лучшим, точнейшим выражением этого преклонения русской интеллигенции - и музыкантов в ее числе - перед духовной традицией Запада являются, конечно, слова Версилова в «Подростке» о «старых камнях» Европы - «этих чудесах старого Божьего мира», «осколках святых чудес», которые дороже русским, чем европейцам: «У них теперь другие мысли и чувства, и они перестали дорожить старыми камнями» ; И быть может, чем самобытнее мыслил отечественный художник, тем глубже и острее было его восприятие европейских «чудес».
Можно вспомнить, что Римский-Корсаков и Бородин в молодости начинали дружеские музицирования с прелюдий и фуг Баха и свою деятельность по руководству Бесплатной музыкальной школой Корсаков открыл концертом из сочинений Генделя, Баха, Палестрины, Гайдна; что Мусоргский усердно занимался переложениями на фортепиано квартетов Бетховена - великого «колосса», «медитатора», по его словам; можно вспомнить о признании Чайковского: «Я Моцарта не только люблю - я боготворю его» - и т. д. Каждый факт исполнения - осуществления, донесения до слушателя крупного произведения западноевропейской классики и нового творчества (Лист, Шуман, Берлиоз, Вагнер) становился, особенно в 1860-1870-е годы, духовным свершением, этапом в собственном движении, и не только потому, что для русского уха эта музыка еще не стала «привычной», а потому, что в атмосфере России тех лет она воспринималась как жизненная необходимость.
← Русская мысль | Восприятие Запада → |
---|