Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Условно крайние позиции в вопросе «отношения к Западу»

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Но и раньше «русский дух» не был замкнут пределами страны. «Русская мысль)... начав с попыток улучшить наличное политическое устройство.. . все более влеклась к пересозданию общей жизни.

Ее нравственный порыв был устремлен к отысканию „последних" истин», Высокое наследие европейского прошлого принималось в России с благодарностью и благоговением. Лучшим, точнейшим выражением этого преклонения русской интеллигенции - и музыкантов в ее числе - перед духовной традицией Запада являются, конечно, слова Версилова в «Подростке» о «старых камнях» Европы - «этих чудесах старого Божьего мира», «осколках святых чудес», которые дороже русским, чем европейцам: «У них теперь другие мысли и чувства, и они перестали дорожить старыми камнями» ; И быть может, чем самобытнее мыслил отечественный художник, тем глубже и острее было его восприятие европейских «чудес».

Можно вспомнить, что Римский-Корсаков и Бородин в молодости начинали дружеские музицирования с прелюдий и фуг Баха и свою деятельность по руководству Бесплатной музыкальной школой Корсаков открыл концертом из сочинений Генделя, Баха, Палестрины, Гайдна; что Мусоргский усердно занимался переложениями на фортепиано квартетов Бетховена - великого «колосса», «медитатора», по его словам; можно вспомнить о признании Чайковского: «Я Моцарта не только люблю - я боготворю его» - и т. д. Каждый факт исполнения - осуществления, донесения до слушателя крупного произведения западноевропейской классики и нового творчества (Лист, Шуман, Берлиоз, Вагнер) становился, особенно в 1860-1870-е годы, духовным свершением, этапом в собственном движении, и не только потому, что для русского уха эта музыка еще не стала «привычной», а потому, что в атмосфере России тех лет она воспринималась как жизненная необходимость.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Универсальный мир искусства

Художник творит «страну идеала», универсальный мир искусства,…

Теория европейского искусства

Теория европейского искусства естественно, своим ходом подошла к…

Художественное восприятия

В эстетической науке многократно повторялось положение о…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…