Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Условно крайние позиции в вопросе «отношения к Западу»

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Но и раньше «русский дух» не был замкнут пределами страны. «Русская мысль)... начав с попыток улучшить наличное политическое устройство.. . все более влеклась к пересозданию общей жизни.

Ее нравственный порыв был устремлен к отысканию „последних" истин», Высокое наследие европейского прошлого принималось в России с благодарностью и благоговением. Лучшим, точнейшим выражением этого преклонения русской интеллигенции - и музыкантов в ее числе - перед духовной традицией Запада являются, конечно, слова Версилова в «Подростке» о «старых камнях» Европы - «этих чудесах старого Божьего мира», «осколках святых чудес», которые дороже русским, чем европейцам: «У них теперь другие мысли и чувства, и они перестали дорожить старыми камнями» ; И быть может, чем самобытнее мыслил отечественный художник, тем глубже и острее было его восприятие европейских «чудес».

Можно вспомнить, что Римский-Корсаков и Бородин в молодости начинали дружеские музицирования с прелюдий и фуг Баха и свою деятельность по руководству Бесплатной музыкальной школой Корсаков открыл концертом из сочинений Генделя, Баха, Палестрины, Гайдна; что Мусоргский усердно занимался переложениями на фортепиано квартетов Бетховена - великого «колосса», «медитатора», по его словам; можно вспомнить о признании Чайковского: «Я Моцарта не только люблю - я боготворю его» - и т. д. Каждый факт исполнения - осуществления, донесения до слушателя крупного произведения западноевропейской классики и нового творчества (Лист, Шуман, Берлиоз, Вагнер) становился, особенно в 1860-1870-е годы, духовным свершением, этапом в собственном движении, и не только потому, что для русского уха эта музыка еще не стала «привычной», а потому, что в атмосфере России тех лет она воспринималась как жизненная необходимость.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Типологическое отличие

Дело в том, что любые влияния и воздействия, испытываемые народным…

Эпическая архаичность

Они пред заданы восприятию предмета, и их нужно только лишь опознать…

Универсальность человека и универсальность искусства

И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…