Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Тяготение к достоверности интонации

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Еще пример - контрастные решения одной темы Римским-Корсаковым и Чайковским: опера «Снегурочка» и музыка к драме Островского.
Римский-Корсаков вспоминал: «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем, не было для меня лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле-солнцу.

Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес „Волчинец" - заповедным лесом; голая Копытецкая горка - Ярилиной горой.

Напев клича бирючей помнился мною с детства, когда по Тихвину разъезжал верховой, снаряженный от монастыря, и зычным голосом скликал: „Тетушки, матушки, красные девицы, пожалуйте сенцы пограбить для Божией матери". Некоторые птичьи попевки. . . вошли в пляску птиц. Во вступлении петуший крик тоже подлинный, сообщенный мне моею женой.

В ответ на свое пантеистическо-языческое настроение, я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества» .

Чайковский писал о своей «Снегурочке»: «Весна стояла чудная, у меня на душе было хорошо... Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение, которым я был тогда проникнут». В другом письме композитора мы находим словесную «расшифровку» этого лирического, личного чувства природы, которым проникнута «Снегурочка», как и все творчество Чайковского: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо-сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский, родимый пейзаж».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Социальные, политические и художественные задачи Бури

К нерасторжимому единству чувства и мысли присоединяется действие в…

Философия театра кукол

Когда народ хотел что-нибудь представить ярко, по скульптурному…

Европоцентризм и академическая теория музыки

Будучи европейской по происхождению, академическая теория музыки…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…