Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Кризис, действительно испытанный русской музыкой

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Кризис, действительно испытанный русской музыкой во второй половине 1880-начале 1890-х годов, отчасти был вызван утомлением после колоссального напряжения предшествующих десятилетий, в течение которых «исключительно силою творческих талантов» (выражение Корсакова) было взято столько художественных высот "; но еще в большей мере он был порожден столкновением завоеванного с реальными обстоятельствами бытования профессиональной музыки в общественной среде этого периода.

«К началу 80-х годов почти все зародившиеся ранее течения общественной мысли выявили себя с достаточной полнотой. Российское XIX столетие, беспримерное по объему и напряжению духовной деятельности, „переварившее" великое множество воззрений, концепций и идеологических формул, познавшее живительную и иссушающую страсть литературных полемик (восполнявших отчасти отсутствие дела), - это столетие подошло к некой критической точке. Богатое наследство 40-х и 60-х годов было в основном исчерпано... Россия жила накануне. Кризис общественного сознания порождал духовную нестабильность; кризис власти - нестабильность политическую.. . Меньшинство рвалось в решительный бой; большинство жаждало „покоя и воли"».

И. Волгин соотносит выстроенную им модель русского общественного сознания с 1881 г. - со смертью Достоевского, которая обозначила «мертвую точку» века: он мог сдвинуться в ту или другую сторону. Через три недели после Достоевского скончался Мусоргский: его гибель, как и кончина писателя накануне марта, «принадлежала к числу его сильнейших доказательств» над его могилой, как над могилой Достоевского, «сошлись враги», и «вдруг почудилось, что дело пошло»: как будто все отдавали должное таланту покойного и его «патриотическому направлению». Однако это было кратковременное примирение, и на последующее двадцатилетие музыка Мусоргского оказалась практически выключенной из жизни. Примерно то же происходило с творчеством Бородина и Балакирева.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Мифическое мышление

Мифическое мышление претерпевает историко-культурную эволюцию, в…

Нотный анализ

В отличие от буквенно-фонематического письма, способного…

Народное искусство как целостный объект

Об этом же свидетельствует и тот факт, что далеко не каждый народный…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…