Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Кризис, действительно испытанный русской музыкой

Автор: Николай Наумов | Категория: Культура XIX века

Кризис, действительно испытанный русской музыкой во второй половине 1880-начале 1890-х годов, отчасти был вызван утомлением после колоссального напряжения предшествующих десятилетий, в течение которых «исключительно силою творческих талантов» (выражение Корсакова) было взято столько художественных высот "; но еще в большей мере он был порожден столкновением завоеванного с реальными обстоятельствами бытования профессиональной музыки в общественной среде этого периода.

«К началу 80-х годов почти все зародившиеся ранее течения общественной мысли выявили себя с достаточной полнотой. Российское XIX столетие, беспримерное по объему и напряжению духовной деятельности, „переварившее" великое множество воззрений, концепций и идеологических формул, познавшее живительную и иссушающую страсть литературных полемик (восполнявших отчасти отсутствие дела), - это столетие подошло к некой критической точке. Богатое наследство 40-х и 60-х годов было в основном исчерпано... Россия жила накануне. Кризис общественного сознания порождал духовную нестабильность; кризис власти - нестабильность политическую.. . Меньшинство рвалось в решительный бой; большинство жаждало „покоя и воли"».

И. Волгин соотносит выстроенную им модель русского общественного сознания с 1881 г. - со смертью Достоевского, которая обозначила «мертвую точку» века: он мог сдвинуться в ту или другую сторону. Через три недели после Достоевского скончался Мусоргский: его гибель, как и кончина писателя накануне марта, «принадлежала к числу его сильнейших доказательств» над его могилой, как над могилой Достоевского, «сошлись враги», и «вдруг почудилось, что дело пошло»: как будто все отдавали должное таланту покойного и его «патриотическому направлению». Однако это было кратковременное примирение, и на последующее двадцатилетие музыка Мусоргского оказалась практически выключенной из жизни. Примерно то же происходило с творчеством Бородина и Балакирева.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Целостность искусства

Творцом считался этот «Ты», который уже обожествлялся и, будучи очень…

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Символ или символизация

С помощью символа предпринимается попытка всеобъемлющего философского…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…