Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Проблемы исторического самоопределения России, выработки социальных и духовных ориентиров ее развития становятся главной заботой русского общества, русского искусства второй половины XIX в. Важнейшее значение в это время приобретает национальная тема, связанная с обращением к народной жизни, к быту и нравам ее «свежих», развивающихся слоев: купечества, мещанства, молодой демократической интеллигенции, пореформенного крестьянства.
Именно здесь, в этих слоях, литература, искусство, и театр в том числе, ищут источник духовных и нравственных сил, способных обновить русское общество, изнемогшее под властью политического гнета и крепостничества. Задача художественного познания русского национального характера как стойкой и жизнедеятельной величины встает в искусстве во всей своей сложности, в скрещении своих социально-исторических и религиозно-метафизических аспектов.
Драма, развивающаяся на почве натуральной школы, эстетически вооруженная ее понятиями, противоречиво обнаруживает внутри себя и отчетливо проявляющиеся рецидивы романтического отношения к действительности, и склонность к применению просветительских представлений о процессах развития человека и общества. Все это находит себе отражение и в актерском искусстве эпохи.
Наращивая и развивая пафос художественного исследования малознакомых пластов социальной структуры России, полученный от «физиологических очерков» и «натурального» романа, А. Н. Островский начинает свой путь созданием разнонаправленных пьес, сразу намечающих противоположные тенденции в трактовке национальной проблемы: «Свои люди - сочтемся» и «Не в свои сани не садись».
← Драма, развивающаяся на почве натуральной школы | Подводя итог деятельности Мартынова → |
---|