Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Картина народной жизни в ее своеобразных национальных формах восполнялась целой чередой женских типов. В пьесах Островского, А. А. По-техина, А. Ф. Писемского перед зрителями прошла вереница запуганных купеческих жен, бойких свах, старух-приживалок, бесприданниц, чиновниц, крестьянок и других женских образов.
Здесь была и бесподобная по силе воплощенного в ней мрачного самодурства Кабаниха Н. В. Рыкаловой, и поэтическая, экзальтированная в своей мечтательной религиозности Катерина Л. П. Никулиной-Косицкой, и незаменимая Домна Пантелеевна О. О. Садовской, и ее же Матрена из «Власти тьмы» Л. Н. Толстого, и мн. др. замечательные актерские создания.
Неким новым явлением по отношению к художественному опыту предшествующего театра стали народные женские образы П. А. Стрепетовой - актрисы, в чем-то до известной степени перекликающейся по внутренней силе и страстности своей игры, по глубине сценического переживания с искусством П. В. Васильева. Совершенно нетрадиционная, резкая, порывистая, изначально трагическая Катерина в «Грозе» Островского, она противоречиво сочетала в этой роли религиозно-мистические мотивы, исступленность покаянных порывов с неутоленной жаждой жизни, любви, протестом против неволи и насилия.
Крупнейший образ, созданный Стрепетовой, - Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского - отличался такой беспощадной правдивостью, возникавшей в результате безоглядной актерской самоотдачи, которая всецело принадлежала своему времени, т. е. 1870-м годам, и до тех пор, пожалуй, на сцене не встречалась. В ином случае можно было говорить о влияниях натурализма, об известной физиологичное, прорывавшейся в самом творческом процессе, однако здесь скорее наблюдалось редкостное и абсолютное перевоплощение актрисы в образ, вызванное состраданием, уже эстетически неконтролируемым.
← Стрепетова и воспоминания | Типологические новшества → |
---|