Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Границы картины мира у Островского будут впоследствии расширяться, но тенденция критическая и поэтическая неизменно в ней будут присутствовать с перевесом то в одну, то в другую сторону. Вряд ли целесообразно объяснять эти явления в творчестве такого органического художника, как Островский, колебаниями его между западниками и славянофилами.
Скорее в сложном переплетении критико-обличительных мотивов творчества Островского с его настойчивым желанием вопреки собственным наблюдениям утвердить неизбежность победы добра над злом, но победы обязательно лично выстраданной его героями, надо видеть отражение неразрешенности противоречий самой русской жизни, попытку их духовного преодоления с опорой на романтические и просветительские традиции.
Островский, в котором Достоевский, много и часто обращавшийся мыслью к его творчеству, видел некий новый этап художественного сознания по отношению к минувшей эпохе «демонизма» и «Мертвых душ», все-таки в той мере, в какой он хотел, перевернуть русский театр и направить его по новому пути не смог.
Художественная система драматургии Островского требовала, как он сам неоднократно писал, режиссуры и единой манеры игры. Островский рассматривал театр как «инструмент, на котором художник-автор играет для зрителей». Он считал, что театр есть прежде всего исполнительское искусство - «. . .действительную ценность драматическая пьеса имеет только при исполнении на сцене. ..».
← Границы картины мира | Проблемы исторического самоопределения России → |
---|