Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Известно, какой восторженный прием встретило исполнение Садовским роли Любима Торцова в славянофильских кругах, где в этом образе увидели выражение идеальных начал русской натуры, неукротимую ширь национального характера, мочаловские черты. Однако значительная часть критики и публики восприняла образ, созданный Садовским, иначе. В нем увидели не воплощение идеальных черт народного характера, а трагедию человека, погубленного жестокостью и корыстолюбием окружающей среды, воспроизведенную с небывалой правдой во всех своих зримых непривлекательных проявлениях, но с гуманистической точки зрения, совпадающей с авторской.
Не следует удивляться, что М. С. Щепкин, не любивший «натуральную школу», решился все-таки на старости лет сыграть Любима Торцова. Образ этот благодаря Садовскому стал центром пьесы, так что актерская его трактовка имела значение принципиальное. Именно потому, что споры касались концепции русского характера. Щепкин не мог не вмешаться в них своим, актерским способом. Именно Щепкину, а не Садовскому принадлежит попытка «высветлить» образ Любима Торцова, усилив в нем нравственное противостояние социальному злу. «.. .В ней можно отыскать чисто человеческую сторону, и тогда самая грязь не будет так отвратительна. ..» - писал Щепкин.
Щепкин сыграл роль Любима Торцова в 1855 г. во время гастролей в Нижнем Новгороде. И то, что эта его попытка значительным успехом не увенчалась, представляется в данном случае явлением вполне закономерным.
Полемическое выступление Щепкина в роли Любима Торцова, как и исполнение им через несколько лет роли Большова в комедии Островского «Свои люди - сочтемся», обнаружило, что в актерском искусстве происходили несомненные сдвиги в сторону более критического изображения явлений современной жизни. Попытка Щепкина перенести на Большова общегуманистическую точку зрения на человека, увидеть в деспоте и пройдохе трогательные черты актеру не удалась. Зато его торжеством стала роль Кузовкина («Нахлебник» И. С. Тургенева), в трактовке которой отразились антидворянские и антикрепостнические настроения конца 1850-1860-х годов, не затихшие, но, напротив, обострившиеся в период крестьянской реформы. Проблема крепостного права перерастала социальные рамки, становилась проблемой нравственной и психологичеокой. Деспотизм и порожденное им рабство выступали на всех ступенях общественной жизни в своих разных формах. Явление это приковывало к себе внимание не только, литературы, но и театра на протяжении всего периода.
← Полемическое выступление Щепкина | Эстетика Островского → |
---|