Автор: Марина Мерц | Категория: Культура
Однако нельзя не отметить, что именно с появлением эстетики автономности и ее критериев мы оказываемся в начале процесса расхождения обеих областей и свидетелями ожесточенных нападок на низшие слои литературы и искусства как эстетически неполноценные и даже морально опасные.
Несмотря на некоторые попытки сближения в XIX в., в промышленно-капиталистических условиях разрыв между ними становится все глубже, а расхождение превращается в разделение и конфронтацию. Защищаясь от разрушительных воздействий новых механизмов производства и рынка, концепции автономии искусства претерпевают некоторую эволюцию и способствуют возникновению доктрины искусства для искусства. Объявленная Теофилем Готье еще в 1834 г., полное свое воплощение эта доктрина находит лишь после революции 1848 г., в начале 50-х годов. Так возникает автономная эстетика. Но принцип автономии при некотором сходстве с ней, например отход от политики, все же коренным образом отличается от автономной эстетики. То, что Брехт называет автаркическим, теперь значительно больше отвечает сути вещей. Дело в том, что автономный мир искусства становится своего рода заменяющим миром, единственным действительным возмещением за унижения и разочарования в жизни.
← Абсолютизация эстетического собственного мира искусства | Сферы для определенных поколений → |
---|