Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Стрепетова и воспоминания

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

Стрепетова пишет в своих воспоминаниях, что во время работы над ролью Лизаветы перед ней «вдруг выросло что-то колоссальное, охватывающее собою всю сферу, весь склад русской народной жизни недавнего, еще не совсем изжитого прошлого, получилась картина, страшная своей потрясающей правдой» .

Если Васильев поднимал семейную драму купца Краснова на высоту подлинно шекспировской трагедии, то Стрепетова видела в своей Лизавете фигуру не менее масштабную, но вполне принадлежащую России, миру ее чудовищных противоречий, которые ощущала и переживала как демократка-народница, жертвенно и обреченно. Портреты Стрепетовой в ролях рисовали художники-передвижники - И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко. Она была глубоко понятна и близка им идейной направленностью своего творчества, проникнутого силой стихийного протеста, жертвенной безоглядностью.
Но в целом она шла дальше их по пути разрушения эстетического отношения к искусству, превращения его в жизнь, в реальное страдание, которое не хотела и не умела облегчать себе продуманным мастерством.
Лизавета Стрепетовой завершала собой идущую через всю эпоху тему народолюбия, поиска национального характера. Она подводила свою крепостную героиню к последней черте, к рубежу, разделявшему век XIX от века XX.
Картина мира, представленная тем или иным видом искусства, может многое сказать о самом этом искусстве, и о своем времени, и о той концепции мироздания, что господствует в нем. На первый план обычно выходит то искусство, которое способно выразить эту концепцию полнее и ярче других - в силу своей природы, условий своего существования и того также, что время работает на него. Время выбирает и выдвигает вперед живопись или литературу, диктует и способ воссоздания мира, степень конкретности и фантазии, почти научную точность или поэтику намеков. Главное же в картинах мира всех искусств и разных эпох - человек и мир, сложная связь между ними, как бы эта связь ни трактовалась, какими бы средствами выражена ни была. Человек может укрупняться, заслоняя собой все, и делаться лишь одним из множества компонентов, и даже исчезать, растворяясь в чем-то внеличном, но никогда не растворяясь вполне. В натюрмортах, пейзажах, в виртуозной игре звуков мера человеческого содержания, заложенная в них, становится и мерой их ценности.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественный быт

Как долго нам предстоит довольствоваться комбинированием методов…

Тенденция к строгой упорядоченности текста

Важно, что эти две тенденции, два механизма художественного монтажа…

Образ личности

Образ личности - лик идеала, который не просто «сходит» со страниц…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…