Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Стрепетова и воспоминания

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

Стрепетова пишет в своих воспоминаниях, что во время работы над ролью Лизаветы перед ней «вдруг выросло что-то колоссальное, охватывающее собою всю сферу, весь склад русской народной жизни недавнего, еще не совсем изжитого прошлого, получилась картина, страшная своей потрясающей правдой» .

Если Васильев поднимал семейную драму купца Краснова на высоту подлинно шекспировской трагедии, то Стрепетова видела в своей Лизавете фигуру не менее масштабную, но вполне принадлежащую России, миру ее чудовищных противоречий, которые ощущала и переживала как демократка-народница, жертвенно и обреченно. Портреты Стрепетовой в ролях рисовали художники-передвижники - И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко. Она была глубоко понятна и близка им идейной направленностью своего творчества, проникнутого силой стихийного протеста, жертвенной безоглядностью.
Но в целом она шла дальше их по пути разрушения эстетического отношения к искусству, превращения его в жизнь, в реальное страдание, которое не хотела и не умела облегчать себе продуманным мастерством.
Лизавета Стрепетовой завершала собой идущую через всю эпоху тему народолюбия, поиска национального характера. Она подводила свою крепостную героиню к последней черте, к рубежу, разделявшему век XIX от века XX.
Картина мира, представленная тем или иным видом искусства, может многое сказать о самом этом искусстве, и о своем времени, и о той концепции мироздания, что господствует в нем. На первый план обычно выходит то искусство, которое способно выразить эту концепцию полнее и ярче других - в силу своей природы, условий своего существования и того также, что время работает на него. Время выбирает и выдвигает вперед живопись или литературу, диктует и способ воссоздания мира, степень конкретности и фантазии, почти научную точность или поэтику намеков. Главное же в картинах мира всех искусств и разных эпох - человек и мир, сложная связь между ними, как бы эта связь ни трактовалась, какими бы средствами выражена ни была. Человек может укрупняться, заслоняя собой все, и делаться лишь одним из множества компонентов, и даже исчезать, растворяясь в чем-то внеличном, но никогда не растворяясь вполне. В натюрмортах, пейзажах, в виртуозной игре звуков мера человеческого содержания, заложенная в них, становится и мерой их ценности.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Миф как психолингвистический феномен

Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Наличие иррациональных пластов в человеческом духе

Однако историко-философская традиция побуждает многих авторов пока…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…