Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Так, основной мишенью борьбы долго была несвобода, театральное «крепостное право» - монополия императорских театров, существовавшая в столицах до начала 1880-х годов. Затем этот бастион был взят, монополия отменена, и полулегальное, стесненное, изуродованное до той поры движение частных театров получило свободу.
Однако и это не дало желанных - художественных - результатов: вступили в действие жесткие законы коммерции, конкуренции, диктовавшие театру свое. Противовес императорской сцене долгое время не был достаточно мощным, и центром сценического искусства, законодателем все же оставалась она, верная себе и той системе, в которой она существовала, при всех попытках перемен и реформ. Попытки эти множились, но при всей их необходимости оставались тщетными. Дело было или в глубоком поражении всего театрального организма, или в его готовности перейти в какое-то иное качество - готовности, медленно и мучительно вызревавшей.
Много позже свидетели этого театрального кризиса объяснят его прежде всего художественными причинами. «. . .Театральное время уже обгоняло Малый театр... - напишет Н. Е. Эфрос. - Душа зрителя уже влеклась к чему-то иному, к какой-то иной сценической форме.. .» Вл. И. Немирович-Данченко со свойственной ему четкостью сформулирует: «Надо, чтобы старый театр дошел до границ своей выразительности. До тех границ, где круг требований строго замкнут, где совершенно отсутствует свободная художественная атмосфера» . По ту сторону этих «границ», как вскоре показало время, находился просто иной театр, с иной природой художественности. Когда он осознает и разовьет в себе эту природу, он сразу вырвется в авангард искусств и станет ведущим из них - но уже за порогом XX в.
← Ближе к концу века | Общая семья искусства → |
---|