Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
В движении к концу века одни идеи придут на смену другим. Ослабнут железная хватка детерминизма и жадный интерес художников к «натуре»; идея обусловленности человека (изначально не бесспорная, но все же властная) начнет вытесняться мыслью о внутренней его свободе; связь человека и мира покажется не столь прямой, как прежде.
Не отменяя вчерашнего, старого, «новые веяния» ворвутся в искусство, и в тесном пространстве 1890-х годов всему будет место: строгой традиции эпоса и поэтике «видений», документальности и тому, что было названо «расширением художественной впечатлительности». Передвижничество, уже теряющее силу как направление, сохранится в традиции своей, в составе мастерства крупнейших художников, но ход искусства, его логика ведут к тому, что вскоре оформится под лозунгом «Мир искусства». Само название знаменательно: мир искусства становится столь же полноправен, как и картина мира, лишь слияние, равенство этих начал в психологии художника смогут дать новое и современное качество. Тенденциозность, задачи общественного служения, проповедничество не сдадут окончательно своих позиций в русском искусстве, но будут потеснены и оспорены иным: сначала научной объективностью как девизом 1880-х годов, затем стихией артистизма, раскрепощением личности художника и «художества» как такового.
Переломное, сложное время требовало от художников универсализма. Вперед могли выйти те из них, кто был способен вобрать в себя разные линии и потоки искусства, соединить «концы» и «начала», итоги и предвестия нового, - таков А. П. Чехов и те виды искусства, в природе которых заложен универсализм, - таков театр, но он о себе это узнает не сразу.
← Общая семья искусства | Язык театра → |
---|