Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Общая семья искусства

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

Русскому театру в общей семье искусств долго была свойственна некая несинхронность развития. Бурные потоки времени словно обтекали его; боролись и сменялись течения, но он все существовал своей особенной жизнью, которая не сразу привела к ощущению его второстепенности и отсталости.

Ближе к концу века ему придется ускоренными темпами наверстывать то, что для литературы или живописи составило немалый срок и два этапа, но несинхронность до той поры не мыслилась - и не была - его главной бедой. Театр занимал в русской культуре особое место, выполнял особую роль - альтернативную по отношению к тому, что происходило вовне. Он оставался оплотом человечности под натиском позитивистских идей, островком свободного духа в условиях несвободы. Современникам гораздо важнее было видеть на сцене пламенную М. Н. Ермолову, чем развитую до деталей картину мира. Такую картину они могли получить от живописи, от литературы, а мощный заряд духовной энергии, получаемый от встречи со свободной личностью, был жизненно необходим. «Театральный антропоцентризм» был укреплен с разных сторон: не только косной структурой театра, но и общественной психологией, запросом зрительного зала. Как главный и единственный принцип он рухнет только тогда, когда время потребует от театра иного - и не отдельных корректив, не частных реформ, но глубинных, органических перемен.
В последние десятилетия века русский театр вызывал все более острое недовольство современников. На первый взгляд это было то хроническое недовольство, которое сопровождало развитие театра даже лучшей его поры и было связано более всего с традиционным русским максимализмом: в театре видели не развлечение, но дело жизни и требовали от него порой больше, чем он мог дать, а порой и не замечали реальных его достоинств - как не всегда, к примеру, умели современники ценить драматургию Островского. Сопутствовало этому и ощущение неиспользованных возможностей театра, и раздражение по поводу его действительных бед. С последними велась борьба, но не всегда она приводила к искомому.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Послереволюционное развитие искусствознания

Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком…

Сближения в промышленно-капиталистических условиях

Однако нельзя не отметить, что именно с появлением эстетики…

Обряд как этнографическое и эстетическое явление

Эти события вначале не столько рассказывались, сколько изображались…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…