Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Общая семья искусства

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

Русскому театру в общей семье искусств долго была свойственна некая несинхронность развития. Бурные потоки времени словно обтекали его; боролись и сменялись течения, но он все существовал своей особенной жизнью, которая не сразу привела к ощущению его второстепенности и отсталости.

Ближе к концу века ему придется ускоренными темпами наверстывать то, что для литературы или живописи составило немалый срок и два этапа, но несинхронность до той поры не мыслилась - и не была - его главной бедой. Театр занимал в русской культуре особое место, выполнял особую роль - альтернативную по отношению к тому, что происходило вовне. Он оставался оплотом человечности под натиском позитивистских идей, островком свободного духа в условиях несвободы. Современникам гораздо важнее было видеть на сцене пламенную М. Н. Ермолову, чем развитую до деталей картину мира. Такую картину они могли получить от живописи, от литературы, а мощный заряд духовной энергии, получаемый от встречи со свободной личностью, был жизненно необходим. «Театральный антропоцентризм» был укреплен с разных сторон: не только косной структурой театра, но и общественной психологией, запросом зрительного зала. Как главный и единственный принцип он рухнет только тогда, когда время потребует от театра иного - и не отдельных корректив, не частных реформ, но глубинных, органических перемен.
В последние десятилетия века русский театр вызывал все более острое недовольство современников. На первый взгляд это было то хроническое недовольство, которое сопровождало развитие театра даже лучшей его поры и было связано более всего с традиционным русским максимализмом: в театре видели не развлечение, но дело жизни и требовали от него порой больше, чем он мог дать, а порой и не замечали реальных его достоинств - как не всегда, к примеру, умели современники ценить драматургию Островского. Сопутствовало этому и ощущение неиспользованных возможностей театра, и раздражение по поводу его действительных бед. С последними велась борьба, но не всегда она приводила к искомому.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Масштабы измерений образа

A. Фадеева, уже упомянутые фильмы А. Довженко, такие монументальные…

Эволюция художественных форм

Авторы капитального труда по истории европейского искусствознания…

Психологический подход

Но, в сущности, оба взгляда на фольклор односторонни и потому…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…