Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Русскому театру в общей семье искусств долго была свойственна некая несинхронность развития. Бурные потоки времени словно обтекали его; боролись и сменялись течения, но он все существовал своей особенной жизнью, которая не сразу привела к ощущению его второстепенности и отсталости.
Ближе к концу века ему придется ускоренными темпами наверстывать то, что для литературы или живописи составило немалый срок и два этапа, но несинхронность до той поры не мыслилась - и не была - его главной бедой. Театр занимал в русской культуре особое место, выполнял особую роль - альтернативную по отношению к тому, что происходило вовне. Он оставался оплотом человечности под натиском позитивистских идей, островком свободного духа в условиях несвободы. Современникам гораздо важнее было видеть на сцене пламенную М. Н. Ермолову, чем развитую до деталей картину мира. Такую картину они могли получить от живописи, от литературы, а мощный заряд духовной энергии, получаемый от встречи со свободной личностью, был жизненно необходим. «Театральный антропоцентризм» был укреплен с разных сторон: не только косной структурой театра, но и общественной психологией, запросом зрительного зала. Как главный и единственный принцип он рухнет только тогда, когда время потребует от театра иного - и не отдельных корректив, не частных реформ, но глубинных, органических перемен.
В последние десятилетия века русский театр вызывал все более острое недовольство современников. На первый взгляд это было то хроническое недовольство, которое сопровождало развитие театра даже лучшей его поры и было связано более всего с традиционным русским максимализмом: в театре видели не развлечение, но дело жизни и требовали от него порой больше, чем он мог дать, а порой и не замечали реальных его достоинств - как не всегда, к примеру, умели современники ценить драматургию Островского. Сопутствовало этому и ощущение неиспользованных возможностей театра, и раздражение по поводу его действительных бед. С последними велась борьба, но не всегда она приводила к искомому.
← Переломное и сложное время | Крупнейший образ → |
---|