Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Столь же репрезентативно выражает архитектура основные ценности своего времени системой характерных для него типов зданий, пространственно-планировочными идеями, из которых исходит архитектор, проектируя любой фрагмент среды - здание, квартал, улицу, участок, район, определенный тип поселения. Создаваемая архитектурой картина мира не только предметна, материальна и наглядна.
Она не только отражает действительность и идеальное представление о ней. Она одновременно является реальной действительностью, миром, реальной средой обитания человека, созданной его умением, идеями, руками вселенной. Короче говоря, архитектура как вид художественного творчества создает реально существующий мир, одновременно являющийся выражением наших представлений о мире, кажущихся нам наиболее существенными ценностей, его конкретно-исторического своеобразия.
Созданная человеком вторая природа - искусственная среда его обитания, та, где он живет, работает, передвигается, отдыхает, одновременно является овеществленным образом современности и выражением наиболее общих, бесспорных идей и идеалов. Она складывается спонтанно, естественно исторически, превращая недоступное чувственному восприятию сверхчувственное и вселенское в наглядную, материализованную в реальных объемах и формах, пространственных соотношениях и планировочных приемах символическую картину мира.
Архитектура - искусство крайностей. Будучи изначально по природе своей предельно отвлеченным, абстрактным, символическим искусством, она вместе с тем принадлежит и к искусствам, предельно укорененным в жизнь; подчинена утилитарным запросам, непосредственно связана с уровнем развития науки и техники. Это, естественно, относится ко второму полюсу двуединства архитектуры - практически полезному, к той области, где архитектура выступает как плод строительной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и бытовых потребностей человека. Обе стороны архитектуры представляют сложнейшее двуединство; они нераздельны и неслиянны.
← Создаваемая архитектурой картина мира | Встреча Станиславского и Немировича-Данченко → |
---|