Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Во второй половине столетия, когда в условиях бурно развивающегося капитализма деятельность, связанная с удовлетворением повседневных потребностей и производством материальных благ, отражая практический «реальный» дух времени, начинает соотноситься с главными ценностными категориями, складывается выставка как самостоятельный вид архитектурного творчества.
В целом за процессом оформления в самостоятельные архитектурные типы зданий, связанных с производственно-практической деятельностью, стоит то же, что за обусловившей появление выставок социальной потребностью сделать предметом всеобщего обозрения плоды человеческого труда - господствующее в общественном сознании мнение об исторической роли практически полезной деятельности и людей, занятых ею. Уникальность выставок как самостоятельного типа архитектурного творчества заключена в своеобразной универсальности их функций. Они удовлетворяют всему комплексу человеческих потребностей и являются столь же универсальным выражением ценностей - материальных и духовных. В том и другом аспекте социальная функция выставки неотделима от высших ценностей своего времени.
Однако связь выставок с убеждением в ценности материальных благ и практической деятельностью - особого рода. Их функция свободна от непосредственного удовлетворения потребностей и соотносится с необходимостью представить на обозрение образцы промышленных изделий в интересах дальнейшего развития индустрии. Практическая задача приобретает идеологическое значение. Факт превращения изделий в объект специального изучения возвышает выставленные предметы над обыденностью, заставляя видеть в них самостоятельный, высокий смысл. С преобразованием обыденного предмета в экспонат происходит трансформация утилитарного в идеологическое. Оба начала слиты в функции выставок в нерасторжимом единстве. В этом уникальность их природы, отличная от идеологической по преимуществу функции музеев.
← Практическая задача | Ведущие типы зданий в архитектуре второй половины XIX в. → |
---|