Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Во второй половине XIX в. храм остается типом зданий, с обликом, композицией, функцией которого соотносятся важнейшие мировоззренческие категории. Но он теряет уникальность из-за распространения русского стиля в гражданских городских постройках.
Проектирование и строительство общественных зданий 1870-х годов, таких, как Московская городская дума (А. И. Резанов), Исторический (В. О. Шервуд, А. А. Семенов), Сельскохозяйственный (Н. В. Никитин) и Политехнический музей (Н. А. Шохин, И. А. Монигетти), доходные дома Москвы и Петербурга, открывают новый этап в развитии русского стиля, связанный с расширением географии и сферы его бытования, а также с обращением к новым источникам - в основном к зодчеству XVII в.
Существует еще один, свойственный только архитектуре способ выражения растущего самосознания низших слоев и общей демократизации общественного сознания. В первой трети XIX в. в Петербурге, отчасти в Москве начинает меняться соотношение роли общественных и жилых зданий, а среди жилых построек - иерархия домов разных типов и социальных групп. Присущие рядовой жилой застройке классицизма особенности получают распространение в архитектуре дворцов, особняков, общественных зданий. Таков еще один аспект отражения свойственного времени демократизма, роста самосознания средних слоев, признания значительности их социальной роли. Прежде второстепенное превращается в определяющее.
В результате меняется облик улицы, увеличивается его однородность. Членения и формы отдельного дома утрачивают крупно-масштабность и героический характер, приобретают интимность, камерность, нейтральность. Но только в рамках одного дома. Расположенные рядом на красной линии улиц здания или застройка сплошным фасадом образуют неадекватное сумме отдельных построек целое, качественно новое единство, где нейтральность и определенная «незаконченность» композиции каждого сооружения благоприятствуют восприятию их как органической части всей улицы или ее большого отрезка. Вместо фасада отдельного здания объектом восприятия становится фасад улицы, единство которого достигается общностью пропорционального строя, размеров основных элементов, разных домов (высоты этажей, ширины простенков, размеров окон).
← Членения и формы отдельного дома | Стилевая архитектура → |
---|