Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Историзм принизывает все проявления общественного сознания. Он становится не только стилем искусства, но и способом мышления. В архитектуре «исторические» стилевые формы превращаются в носителей новых представлений о смысле и назначении искусства, служат мотивировкой законности использования новых композиционных и пространственно-планировочных приемов, новых принципов организации пространства, тектонических характеристик.
Мир форм и приемов архитектуры разных эпох и народов превращается в естественный и до определенного времени единственно мыслимый язык архитектуры. Этот язык обладает для современников глубокой содержательностью, многомерностью, богатством оттенков ассоциирующегося с ним содержания. Один из них, с трудом улавливаемый нами сегодня, имеет прямое отношение к создаваемой архитектурой картине мира.
Речь идет об отмене в 1858 г. обязательности строительства жилых домов по высочайше утвержденным образцовым фасадам. С нею ассоциируется идейно-содержательный аспект изменения стиля неотделимый от развития историзма, связанный с демократизацией, с ростом самосознания личности, - отказ от регламентации облика зданий, с которым в первую очередь соотносились содержательные и художественные основы зодчества.
Отмена обязательности образца становится и залогом свободного выбора стиля. Этим объективно увеличивалась возможность проявления в облике здания таких черт, как многообразие, непредустановленность, новизна, личный вкус, того, что раньше было доступным лишь дворянам, да и то в усадьбах.
За отменой частного, казалось бы, закона стоял протекавший в среде образованного дворянства длительный процесс вызревания представления о праве на личную, а не продиктованную свыше позицию: социально-политическую и мировоззренческую.
← Своеобразие историзма второй трети | Архитектура XIX в. → |
---|