Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
К. М. Быковскому, крупному московскому зодчему второй половины прошлого столетия, функциональный демократизм архитектуры кажется самым бесспорным ее достижением". Ему вторит В. В. Стасов. «Громадность и человечность той мысли, которая создала всемирные выставки. .. одно из всемирно-доброжелательных, истинно демократических созданий нашего века». Гражданский инженер Зосимовский видит главную задачу проектной деятельности в том, чтобы «массы нашего общества получили бы наконец возможность более сносного в материально-строительном отношении существования, чем мы это видим теперь».
Искусство для него - занятие хотя и почтенное, но являющееся роскошью для страны, где царит «бедственная материальная обстановка большей части общества, состоящая в холодных, душных и неудобных его обиталищах, убийственных путях сообщения». Представление Н. Г. Чернышевского о выключенное архитектуры из системы искусств не было чем-то исключительным. Оно разделялось архитекторами рационалистического направления, исходившими из прямо противоположной точки зрения. Архитектура, которая служит удовлетворению насущных, а не скоропреходящих и необязательных потребностей народа, выше искусства.
Невозможность вычленить в архитектуре второй половины XIX в. ведущие типы зданий, равная значимость сооружений, соотносимых с материальными и духовными ценностями, по-своему отразили важнейшее для мировоззрения этого времени понятие - народность. Она находит в архитектуре не только знаковое выражение (русский стиль), но и косвенное - в разрушении традиционной и сложении новой иерархии, парадоксально актуализирующей себя в неиерархичности системы архитектурных жанров.
← Ведущие типы зданий в архитектуре второй половины XIX в. | Членения и формы отдельного дома → |
---|