Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Таким образом, во второй половине XIX в. русский стиль превращается поистине во всенародное явление, захватывает все сферы строительной деятельности безотносительно к материалам, типам зданий, типам поселений. Это существенно отличает ситуацию архитектуры второй трети от второй половины прошлого столетия. В более ранний период русский стиль смог стать общенародным явлением лишь в культовом зодчестве. С ним связаны отход от классической чистоты стиля городской застройки и наиболее очевидные проявления романтизма в ансамбле русских поселений.
Со времени романтизма храм наряду с традиционной функцией - служить местом собрания верующих для общей молитвы - приобретает другую. Представление об архитектуре как о национальном виде искусства в период романтизма соотносится по преимуществу с древнерусскими храмами. Послепетровскому зодчеству XIX век отказывает в оригинальности, художественности, самобытности. Оно рассматривается как подражательное, ненациональное, нехудожественное. Неожиданный после классицизма подъем строительства храмов и увеличение их роли в облике городов, значительность связываемого с ними содержания обнаруживают зависимость от новых духовных ценностей; олицетворением их в развивающейся в русле европейской культуры образованных классов служит сооруженный в русском национальном стиле храм.
Вместе с тем количественный рост строительства храмов, особенно заметный во второй половине столетия, идеологически соотносится и с эволюцией царящих среди низших классов - крестьянства, купечества, мещанства - настроений. Вызванный кризисом крепостнической системы рост капиталистических отношений сопровождался активизацией хозяйственной деятельности, ростом инициативы и самосознания этих слоев. Их выражением стало резкое увеличение строительства храмов на средства крестьян, купцов, мещан. Факт вполне закономерный. Единственно возможной, общепонятной и органически свойственной системе понятий народной культуры формой социального, классового, группового самовыражения вплоть до революции оставалось именно культовое зодчество. Храм был не просто главным, а единственным типом общественного здания, олицетворявшим бесспорную в народной культуре систему духовных ценностей.
← Проектирование и строительство общественных зданий | Русский стиль Ропета-Гартмана → |
---|