Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Стилевая архитектура

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Таким образом, во второй половине XIX в. русский стиль превращается поистине во всенародное явление, захватывает все сферы строительной деятельности безотносительно к материалам, типам зданий, типам поселений. Это существенно отличает ситуацию архитектуры второй трети от второй половины прошлого столетия. В более ранний период русский стиль смог стать общенародным явлением лишь в культовом зодчестве. С ним связаны отход от классической чистоты стиля городской застройки и наиболее очевидные проявления романтизма в ансамбле русских поселений.

Со времени романтизма храм наряду с традиционной функцией - служить местом собрания верующих для общей молитвы - приобретает другую. Представление об архитектуре как о национальном виде искусства в период романтизма соотносится по преимуществу с древнерусскими храмами. Послепетровскому зодчеству XIX век отказывает в оригинальности, художественности, самобытности. Оно рассматривается как подражательное, ненациональное, нехудожественное. Неожиданный после классицизма подъем строительства храмов и увеличение их роли в облике городов, значительность связываемого с ними содержания обнаруживают зависимость от новых духовных ценностей; олицетворением их в развивающейся в русле европейской культуры образованных классов служит сооруженный в русском национальном стиле храм.

Вместе с тем количественный рост строительства храмов, особенно заметный во второй половине столетия, идеологически соотносится и с эволюцией царящих среди низших классов - крестьянства, купечества, мещанства - настроений. Вызванный кризисом крепостнической системы рост капиталистических отношений сопровождался активизацией хозяйственной деятельности, ростом инициативы и самосознания этих слоев. Их выражением стало резкое увеличение строительства храмов на средства крестьян, купцов, мещан. Факт вполне закономерный. Единственно возможной, общепонятной и органически свойственной системе понятий народной культуры формой социального, классового, группового самовыражения вплоть до революции оставалось именно культовое зодчество. Храм был не просто главным, а единственным типом общественного здания, олицетворявшим бесспорную в народной культуре систему духовных ценностей.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Миф как психолингвистический феномен

Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия…

Оценка эпохальных процессов

Именно этого и пытаются добиться путем углубленной разработки…

Праздничный экстаз

Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…