Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Иначе говоря, выставка смогла стать самостоятельным архитектурным типом, лишь преодолев прагматическую подчиненность служения целям повышения производительности труда и улучшения качества товаров. Только в процессе переосмысления социальной функции выставки и превращения ее из локального факта экономической жизни в общественное событие общенародного значения она становится самостоятельным явлением профессионального творчества: складывается тип выставочной экспозиции, выставочного здания, выставочного комплекса
В бурно протекающем в середине и второй половине XIX в. процессе не просто появления построек нового назначения, а - что особенно важно - оформления их в архитектурные типы со свойственной каждому пространственно-планировочной структурой находит выражение пересмотр привычной шкалы оценок. В этом опять-таки нельзя не видеть проявления своеобразной демократизации архитектуры и выражения еще одного аспекта народности - ориентации архитектурного творчества на удовлетворение духовных потребностей всех слоев общества, но прежде всего неимущих, недостаточных. Точнее, усилий, направленных на приобщение средних и низших слоев к духовным ценностям культуры высших классов. Пока картинные галереи, музеи, школы, театры, библиотеки, архивы, больницы, богадельни входили неотъемлемой частью в дворцовые сооружения или монастырские комплексы, удовлетворение потребностей, связанных с их функцией, оставалось привилегией немногих избранных. Превращение их в самостоятельные архитектурные типы предполагает установку на обслуживание широких слоев населения. Такова иная по видимости, но аналогичная по существу, отразившая изменение основ мировоззрения демократизация профессиональной деятельности архитектора. Смысл процесса в постепенном превращении стилевой архитектуры из явления, отмеченного ярко выраженной сословностью, обслуживающего высшие слои общества, в архитектуру народную или общенародную.
← Историзм, рост национального самосознания | Характеризуя зодчество → |
---|