Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Во второй половине XIX в. существует своя модель мира, яркое и определенное представление о мире. Но модель не структурная, а трудно поддающаяся структуризации понятийная модель. Сосредоточенность на конкретных вопросах, оставлявшая как бы за скобками общемировоззренческое ядро, объединявшее представителей разных социально-политических взглядов, отодвигает архитектуру за рамки основных художественных интересов, культурного сознания эпохи, давая основание Г. Зельдмайеру назвать одну из своих классических работ «Утрата середины» (дословный перевод; правильнее было бы ее перевести как утрата стержня, средостения - Veriust der Mitte).
На деле же новая система взглядов последовательно заявила о себе в системе типов зданий, в стилистике, в средствах гармонизации, в новых типах поселений, в новом понимании ансамбля города, в семантике и структуре его центра, в. новом типе социального заказа, в резко усилившемся влиянии нового заказчика на представление о прекрасном, поэтику и образность архитектуры.
Историзм, рост национального самосознания и представление о самоценности личности первоначально находят выражение в областях архитектурного творчества, бытующих на периферии выражаемого архитектурой классицизма сознания, связанных с сентиментализмом . Таково усадебное строительство - мир частного человека. Здесь он волен был выразить свое отношение к миру, ощутить себя в многомерном, меняющемся в пространстве и во времени мире. Мир народной жизни впервые вошел в архитектуру общеевропейского типа в дворянском усадебном парке с его пейзанскими затеями - шале, хижинами, фермами, молочными и березовыми домиками, обманками. Здесь же впервые получило выражение представление о мире как о процессе, гда все созданное человеком и он сам подвержены тлену, разрушению, смерти (жанр руин). В усадебном парке впервые моделируется представление о мире как о совокупности культур разных времен и народов. Сооружаются китайские, готические, турецкие, мавританские беседки, египетские павильоны, средневековые храмы, крепости и башни. Наконец, усадебный парк сентиментализма - место увековечения реальных исторических событий и фактов. В усадьбах сооружаются памятники милым сердцу владельца людям, их военным победам. Первым национальным памятником русско-турецким войнам стало Царское Село. Многие подмосковные усадьбы в 1810-1820-е годы превратились в мемориалы Отечественной войны 1812 г.
← Смысл процесса в постепенном превращении стилевой архитектуры | Практическая задача → |
---|