Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Начиная со времени романтизма, одновременно с желанием выразить факт приобщенности русской культуры к мировой возникает противоположное - стремление к выражению собственной непохожести, национального своеобразия, а нередко также попытки осмыслить свое место в составе более крупного целого. Известна актуальность для отечественной культуры проблем: Россия и Европа, Восток и Запад.
Проблема осложняется, кроме того, многонациональным составом населения и острым переживанием несходства инонациональных иноязычных культур с русской. «Открытие» национального своеобразия собственной культуры идет параллельно «открытию» культур народов, населяющих Россию. К существовавшему во все времена естественноисторическому выражению местного своеобразия в XIX в. присоединяется сознательная установка на выражение национального или регионального своеобразия. Оно превращается в специальную историко-культурную задачу и предполагает специальные усилия: изучаются народные орнаменты, народное жилище, местные разновидности храмов, используются местные материалы, их традиционные сочетания и обработка, любимые в определенной национальной культуре цветовые сочетания и т. п.
Архитектура второй половины XIX в. начинается в высшей степени знаменательного факта. На 1850-1860-е годы приходится зарождение, формирование и начало распространения в городской архитектуре одного из вариантов русского стиля - крестьянского, фольклорного. Он возник как синтез двух, до сих пор развивавшихся самостоятельно потоков архитектурного творчества: переосмысления практики крестьянского зодчества профессиональными архитекторами (образцовые проекты для сельских поселений) и опыта стилевой архитектуры народными мастерами.
← Поиски национальной самобытности | «Многостилье» эклектики → |
---|