Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Архитектура второй половины XIX в.

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Происходит это двумя путями. Один из них, как только что упоминалось, представляет движение, начало которого Стасов соединяет с именем А. М. Горностаева. «Она (деревянная архитектура в крестьянском духе. - Е. К.) появилась позже всех остальных категорий, но она самая важная, самая талантливая, самая разнообразная, самая поразительная и самая изящная . из всех наших архитектур. Здесь настоящим новым русским духом веет.

Тут пошли в ход уже настоящие русские архитектурные мотивы, народные, доселе существующие, созидаемые самим русским народом в его избах, в его посуде и утвари, в сотнях предметов его домашнего обихода. В созданиях из коренного народного русского материала - дерева - лежит главная историческая заслуга новой русской архитектуры».

Начатое А. М. Горностаевым, подхваченное В. А. Гартманом и продолженное его младшими современниками И. П. Ропетом, Ф. С. Харламовым, И. С. Богомоловым, М. А. Кузьминым и др., движение носило ярко выраженный демократический характер. Оно возникло в период всеобщего пересмотра мировоззренческих основ и общественного подъема, последовавшего вслед за поражением в Крымской войне, подготовкой и началом реформ, первой и главной из которых была отмена крепостного права. Это явление в русской архитектуре и в прикладном искусстве, захватившее одежду, утварь, мебель, осветительные приборы, посуду, было движением сверху вниз, движением культуры образованных классов навстречу крестьянской народной культуре.

Одновременно с движением, рожденным логикой развития архитектуры, функционирующей в рамках культуры образованных классов, возникает не связанное с ним непосредственно встречное движение за приобщение народного зодчества к опыту стилевой архитектуры. Оно опирается на те же прототипы, впитывая и перерабатывая проекты, созданные профессиональными зодчими для деревни.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Поле деятельности пропагандиста

Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль,…

Искусство в ситуации фольклорной культуры

За ними ощущаются более общие мотивы борьбы со всякой национальной…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…