Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Происходит это двумя путями. Один из них, как только что упоминалось, представляет движение, начало которого Стасов соединяет с именем А. М. Горностаева. «Она (деревянная архитектура в крестьянском духе. - Е. К.) появилась позже всех остальных категорий, но она самая важная, самая талантливая, самая разнообразная, самая поразительная и самая изящная . из всех наших архитектур. Здесь настоящим новым русским духом веет.
Тут пошли в ход уже настоящие русские архитектурные мотивы, народные, доселе существующие, созидаемые самим русским народом в его избах, в его посуде и утвари, в сотнях предметов его домашнего обихода. В созданиях из коренного народного русского материала - дерева - лежит главная историческая заслуга новой русской архитектуры».
Начатое А. М. Горностаевым, подхваченное В. А. Гартманом и продолженное его младшими современниками И. П. Ропетом, Ф. С. Харламовым, И. С. Богомоловым, М. А. Кузьминым и др., движение носило ярко выраженный демократический характер. Оно возникло в период всеобщего пересмотра мировоззренческих основ и общественного подъема, последовавшего вслед за поражением в Крымской войне, подготовкой и началом реформ, первой и главной из которых была отмена крепостного права. Это явление в русской архитектуре и в прикладном искусстве, захватившее одежду, утварь, мебель, осветительные приборы, посуду, было движением сверху вниз, движением культуры образованных классов навстречу крестьянской народной культуре.
Одновременно с движением, рожденным логикой развития архитектуры, функционирующей в рамках культуры образованных классов, возникает не связанное с ним непосредственно встречное движение за приобщение народного зодчества к опыту стилевой архитектуры. Оно опирается на те же прототипы, впитывая и перерабатывая проекты, созданные профессиональными зодчими для деревни.
← Начатое А. М. Горностаевым | Поиски национальной самобытности → |
---|