Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Как следствие и плод непосредственного народного творчества, свободного от давления официальных кругов, в середине XIX в. складывается деревянная народная архитектура пореформенной поры. Крестьянская народная архитектура продолжает развиваться под влиянием импульса, данного ему обращением профессиональных архитекторов первой трети XIX в., создавших свои проекты для деревни на основе образцов крестьянского зодчества.
Обращение к традиции народного крестьянского зодчества преобразует деревянную архитектуру города пореформенной поры. Крестьянское народное деревянное зодчество становится фактом городской стилевой архитектуры. Стилевая архитектура преобразует народное деревянное крестьянское зодчество. В деревянной архитектуре русского города два течения, идущие от стилевой и народной основ, сливаются в едином мощном потоке. Возникает великое социокультурное движение, ставшее первым подлинно универсальным со времени петровских преобразований направлением русской архитектуры, не знающим ни социальных, ни территориальных границ.
Принципиальной важности открытого, зрительно очень демонстративного возвращения народного начала в городскую архитектуру, весь ход развития которой, начиная от петровского времени, был нацелен если не на изгнание, то на нейтрализацию его присутствия, нельзя недооценивать. В этом факте нельзя не увидеть выраженной средствами архитектуры радикальной переоценки ценностей, крутого мировоззренческого сдвига, существенных перемен в социально-экономической жизни.
← Русский стиль Ропета-Гартмана | Архитектура второй половины XIX в. → |
---|