Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Многосложность и неоднозначность создаваемой архитектурой картины мира в силу специфики этого вида искусств определяются прежде всего именно социальной структурой общества. Чем она менее однородна, тем разнообразнее варианты создаваемой ею картины мира: мир русской деревни и столичного города, фабричного села, губернского или уездного города отличаются друг от друга, так же как центральные кварталы городов разных типов от окраинных.
Наряду с социальной неоднородностью немалую роль играют региональная и национальная: локальные особенности, дифференцируемые к тому же на высокую стилевую и народную архитектуру, в свою очередь представляемую двумя вариантами - городской и крестьянской. Наконец, различие вариантов, создаваемой архитектурой картины мира, в определенном временном интервале может обусловливаться стадиальной неоднородностью. Разные виды архитектурного творчества или архитектурное творчество, обслуживающее разные слои общества, могут представлять не только разные типы культуры, но и разные стадии ее развития.
Своеобразие создаваемой архитектурой второй половины XIX в. картины мира обусловлено двумя факторами, действенными для каждого исторического периода и для любого искусства. Один из них - природа определенного вида искусства. Второй - конкретно-исторические особенности времени, фундаментальные особенности мировоззрения, вызванные ими социально-этнические ценности и способы их выражения в том или ином виде искусства.
Архитектура XIX в. выражает представление о мире как о процессе, находящемся в состоянии непрерывного изменения, становления и развития. О его бесконечном многообразии, неповторимости в каждый момент истории в каждом месте. О мире как о результате творчества - бессознательного у природы и сознательного у человека, о неповторимости и исторической значимости культуры каждого народа.
← Реконструкция выражаемой архитектурой | Архитектура - искусство крайностей → |
---|