Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Конкретно-историческая доминанта, определяющая организацию среды паркового ансамбля, исключала нормативность и заданность приемов и форм, обязательных при оформлении городской среды. Семантика дворянского усадебного парка допускала, более того, предполагала разнообразие взглядов и индивидуализацию в значительно более широком диапазоне, чем это было возможно в городской застройке классицизма.
По мере того как предчувствуемое сентиментализмом мировоззрение набирает силу и превращается в господствующее, теряет свою исключительность синкретичная среда пейзажного усадебного парка.
Развитие же самого парка по пути дальнейшей конкретизации расширения содержательных аспектов паркового ансамбля превращает его в микрокосм, олицетворяющий макрокосм естественноисторической вселенной. Особенную насыщенность приобретает он в относительно небольших городских приусадебных парках. В Петербурге в одном из таких парков пользовалась популярностью кланяющаяся статуя Вольтера. Описание современных ему московских парков оставил М. П. Загоскин в своем знаменитом сочинении «Москва и москвичи».
«Вы идете по крытой аллее, в конце ее стоит огромный солдат во всей форме. Не бойтесь - он алебастровый. Вот на небольшой лужайке посреди оранжерейных цистой лежит корова. . . Какая неосторожность: Успокойтесь - она глиняная. Вот китайский домик, греческий храм, готическая башня, крестьянская изба, вот гуси и павлины, живая горная коза, вот деревянный русский баран, вот пруд, мостики, плоты, шлюпки и даже. .. военный корабль. Одним словом, на каждом шагу вы встречаете что-нибудь неожиданное, новое, и все это, если не ошибаюсь, на одной десятине земли».
Во второй трети XIX в. историзм архитектурных форм и пейзажный принцип организации пространства, допускавшиеся в классицизме только в пейзажную часть парка, распространяются на все без исключения компоненты паркового комплекса - архитектуру главного здания и сохранявшую регулярность планировку придворцовой территории усадьбы. Одновременно с превращением историзма в универсальный, не ограничиваемый преимущественным обновлением античности метод, усилением черт пейзажности архитектурной среды меняются содержательные акценты загородного усадебного и дачного парков. Главной в их семантике остается космически-пантеистическая тема: человек и природа, мир человека в мире природы, конкретно-историческое время и вечность; сохраняет значение связанная с ростом самосознания личности мемориальная функция.
← Конкретно-историческая доминанта | Историзм, рост национального самосознания → |
---|