Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Смысл процесса в постепенном превращении стилевой архитектуры

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Конкретно-историческая доминанта, определяющая организацию среды паркового ансамбля, исключала нормативность и заданность приемов и форм, обязательных при оформлении городской среды. Семантика дворянского усадебного парка допускала, более того, предполагала разнообразие взглядов и индивидуализацию в значительно более широком диапазоне, чем это было возможно в городской застройке классицизма.

По мере того как предчувствуемое сентиментализмом мировоззрение набирает силу и превращается в господствующее, теряет свою исключительность синкретичная среда пейзажного усадебного парка.
Развитие же самого парка по пути дальнейшей конкретизации расширения содержательных аспектов паркового ансамбля превращает его в микрокосм, олицетворяющий макрокосм естественноисторической вселенной. Особенную насыщенность приобретает он в относительно небольших городских приусадебных парках. В Петербурге в одном из таких парков пользовалась популярностью кланяющаяся статуя Вольтера. Описание современных ему московских парков оставил М. П. Загоскин в своем знаменитом сочинении «Москва и москвичи».
«Вы идете по крытой аллее, в конце ее стоит огромный солдат во всей форме. Не бойтесь - он алебастровый. Вот на небольшой лужайке посреди оранжерейных цистой лежит корова. . . Какая неосторожность: Успокойтесь - она глиняная. Вот китайский домик, греческий храм, готическая башня, крестьянская изба, вот гуси и павлины, живая горная коза, вот деревянный русский баран, вот пруд, мостики, плоты, шлюпки и даже. .. военный корабль. Одним словом, на каждом шагу вы встречаете что-нибудь неожиданное, новое, и все это, если не ошибаюсь, на одной десятине земли».
Во второй трети XIX в. историзм архитектурных форм и пейзажный принцип организации пространства, допускавшиеся в классицизме только в пейзажную часть парка, распространяются на все без исключения компоненты паркового комплекса - архитектуру главного здания и сохранявшую регулярность планировку придворцовой территории усадьбы. Одновременно с превращением историзма в универсальный, не ограничиваемый преимущественным обновлением античности метод, усилением черт пейзажности архитектурной среды меняются содержательные акценты загородного усадебного и дачного парков. Главной в их семантике остается космически-пантеистическая тема: человек и природа, мир человека в мире природы, конкретно-историческое время и вечность; сохраняет значение связанная с ростом самосознания личности мемориальная функция.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Универсальный мир искусства

Художник творит «страну идеала», универсальный мир искусства,…

Освоение конкретных художественных традиций

Точно так же самодеятельная собирательская практика…

Сущность Шиллера

Вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…