Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Рост самосознания личности и сопутствующее ему развитие историчности мышления, идей народности и национальности сопровождаются возникновением нового по отношению к типу усадебного, - частного (городского и загородного) парка - городского общественного, призванного удовлетворять потребности всех слоев населения. Новый парк возник как своеобразный симбиоз двух разнохарактерных явлений.
Наряду со зданиями, тип и стилистика которых восходят к дворянским усадебным паркам, в нем появляются сооружения, стилистика и тип которых принадлежат народной культуре. Речь идет о восходящих к народным гуляньям каруселях, ледяных горах, балаганах, качелях и т. д., до сих пор допускавшихся в городскую среду лишь на короткий срок, во время рождественских и масленичных гуляний.
Во второй половине XIX в. увеселения в городских садах, как и представления в балаганах, эволюционируют в направлении усиления просветительского начала. Все более очевидным становится стремление дать народу не просто развлечение, но развлечение, развивающее ум и сердце, знакомящее с вершинами современной культуры. В соответствии с двойственным характером периода, ощущавшего себя веком искусства и индустрии, в общественных парках и на народных гуляньях неизменно присутствует специфический для времени симбиоз искусства и техники . Аттракционные формы демонстрации технических новинок; поездка на паровозе, воспроизведение движущегося поезда, полеты на паролете, воздушном шаре и т. д. широко включались в действие пантомим, арлекинад, феерий.
← Рост самосознания личности | Смысл процесса в постепенном превращении стилевой архитектуры → |
---|