Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Членения и формы отдельного дома

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

До второй половины XIX в. граница между высоким и низким, главным и второстепенным в архитектуре определялась выключенностью из потока повседневности или принадлежностью к миру обыденного. Конечно, в чистоте подобное противопоставление никогда не существовало и не могло существовать. Однако каким бы значительным по объему и художественным качествам ни было крепостное и гражданское зодчество, в общественном сознании древнего мира и Средневековья главным оставалось культовое, связанное с воплощением космологических представлений или идеей бога.

Новое время выдвинуло в качестве ведущих два типа зданий - храм и дворец. Начиная с петровского времени в России растет потребность в зданиях утилитарного назначения, увеличиваются их роль и функциональное многообразие. Не меняя общей расстановки акцентов, этот факт свидетельствует, однако, о постепенном снижении жесткости привычной иерархии по мере приближения к середине XIX в., когда ей вообще приходит конец и общепринятым становится взгляд на любую человеческую деятельность как на историческую. Производство материальных благ по значимости приравнивается к художественному творчеству, творцы их признаны творцами истории. Во второй половине XIX в. все роды человеческой деятельности, одна, связанная с производством материальных благ, вторая - духовных ценностей, признаются равными по значимости. В результате меняется отношение к представляющим эту деятельность архитектурным сооружениям.
Во второй половине XIX в. восхищение благородством и гуманностью социальной миссии архитектуры, понимаемой главным образом как практическая полезность, было всеобщим и признавалось людьми далеких, а то и противоположных взглядов. Рационалист П. О. Сальманович, сравнивая архитектуру с изобразительными искусствами, отдает предпочтение первой, поскольку она «назначением своим имеет удовлетворение прямым или существенным потребностям человека, тогда как живопись или скульптура служит к заспокоєнню потребностей минутных или скоропреходящих. .. оно (зодчество. - Е. К.) неотступно сопутствует человеку во всех проявлениях его духовной и материальной жизни».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Автономность художественного произведения

Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного…

Методологический принцип

Одновременно здесь проявляются очертания нового методологического…

Мысли Н. З. Чавчавадзе

А это потребовало от них особых изысканий, уже выходящих за границы…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…