Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Хочется думать, что крестьянская разновидность русского стиля зародилась одновременно в Москве и Петербурге. Однако из-за неисследованности вопроса об этом можно говорить только предположительно. Традиционно возникновение крестьянской разновидности русского стиля связывается с петербургской архитектурной школой.
Родоначальником этого направления В. В Стасов считает А. М. Горностаева: «. . .А. М. Горностаев первый из архитекторов обратил у нас внимание на оригинальные узоры русских полотенец и на разную раскрашенную орнаментацию русских изб и всяческих предметов обихода русского крестьянина. Раньше всех он внес эти элементы в новую русскую архитектуру» . Имена наиболее ярких представителей этого направления - В. А. Гартмана и И. П. Ропета - получили всеобщую известность, имя последнего к тому же, сделалось нарицательным (ропетовщина).
Русский стиль Ропета-Гартмана как бы поворачивал стилевую архитектуру лицом к народу. Это было нечто вроде «хождения в народ», воцарения мужика в зодчестве, который после выхода в свет повести Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка» (1847) воцарился в литературе. «Писатель сказал то слово, которое было на языке у всех. . . Слово то было - мужик, самый обыкновенный сермяжный мужик серых буден, обыденной жизни, обыденных, но тяжких страданий. Слово было найдено, и мужик воцарился в литературе». Нечто подобное произошло и в архитектуре. Всюду, а главное в городах, в том числе и столичных, в конце 1850-в 1860-е годы происходит нечто, аналогичное воцарению мужика в литературе.
Прекращением в конце 1850-1860-е годы практики строительства рядовых жилых домов по образцовым проектам кончилась целая эпоха в истории застройки русских городов, и, как следствие, начал радикально меняться их облик.
Однако за всяким отступлением от одного принципа следует замена его другим, противоположным. Смягчение жесткой регламентации, выразившееся в отмене обязательности строительства сооружаемых без специального проекта жилых домов по образцовым фасадам, создавало возможность выражения в архитектуре вкусов большинства: купечества, ремесленников, мещан. Своеобразие деревянной застройки русских городов второй половины XIX в. состоит в проникновении в русскую архитектуру традиций крестьянской народной деревянной архитектуры.
← Архитектура второй половины XIX в. | Мир форм и приемов архитектуры разных эпох и народов → |
---|