Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
В отличие от других видов искусств, в равной степени оперирующих сюжетами на современные и исторические темы и в соответствии с этим использующих разные формы и средства, язык архитектуры и в XIX в. остается «историзирующим». Действительность, как и прежде, осмысляется опосредованно и предстает облаченной в одежды прошлого.
Разница только в том, что господствовавшая в архитектуре до романтизма художественная ориентация на классическое наследие уравнивается в своем значении с направлениями, опирающимися на неклассические образцы. Зодчество XIX столетия, «однобоко» представлявшее миропонимание своего времени, вместе с тем особенно наглядно и общедоступно выражает некоторые его стороны: историзм, народность, демократизм, представление о самоценности личности. Косвенно - в историзме и национальном своеобразии художественно-выразительных форм, непосредственно - в принципах стилеобразования, в назначении особенно тесно связанных с особенностями миропонимания типах архитектурного творчества.
Человек XIX в. полон живого переживания приобщенности к мировой культуре во всем ее пространственном и временном многообразии. Такова одна из важных предпосылок и характерных особенностей архитектуры XIX в.: открытость всему мировому наследию, ощущение причастности к нему, обилие и резко возросшая самостоятельность отдельных ее направлений, или, по терминологии прошлого столетия, стилей, того, что теперь дает повод говорить о многостилье или отсутствии стилевого единства в эклектике.
Разделяя мнение специалистов, убежденных, что не обращение к прошлому, заимствование форм и мотивов составляют существо всех фаз эклектики (романтизма, или, по терминологии европейских исследователей романтического историзма, зрелого и позднего историзма), следует подчеркнуть, что всеобщность и устойчивость феномена неостилей подтверждает факт его связи не просто с важными, а с определяющими процессами социальной, духовной, художественной жизни XIX в. Они неотделимы от пронизанного историзмом духа времени.
← Своеобразие создаваемой архитектурой | Многосложность и неоднозначность создаваемой архитектурой картины мира → |
---|