Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Диссонанс оказался смягченным

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Этот диссонанс оказался смягченным после окончательной переписки картины в конце 1880-х годов, хотя до конца избавиться от него художник так и не смог. Для этого пришлось бы отказаться от самой идеи картины, от противопоставления темного мира «преступлений и заговоров» и светлого - естественного и мирного существования.

Впрочем, смягчения произошли тогда и в нравственной проблематике картины. Репин сделал менее узнаваемой фотографию с убитого Александра II, смягчив тем самым основную «улику», предъявленную зрителю в первом варианте картины. Но основные изменения коснулись самого облика вернувшегося, который потерял гордыню, нераскаянную жестокость и самоуверенность. В варианте конца 1880-х годов, как уже неоднократно отмечалось, перед нами человек растерянный и сломленный, в его взгляде - выражение просящее и жалкое. Ниже опущена сама его голова, которая в раннем варианте была еще гордо вскинута вверх. Вопрос о приятии или неприятии его семьей теперь, пожалуй, уже не стоит. Сцена уже, очевидно, приблизилась по своему смыслу к каноническим сценам «Возвращения блудного сына». Глядя на неуверенное и робкое лицо вошедшего человека, мы уже понимаем, что в следующий момент на смену общему онемению придут признание и радость, т. е. прозвучат как бы заключительные, вполне примиряющие аккорды той эпопеи страданий, которую прошло - в произведениях Репина - поколение народнической молодежи.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Путешествие за бабочкой

Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…

Гармоничное развитие человека

Оба они, как Шиллер, так и Гете, мечтали о гармоничном развитии…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…