Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Диссонанс оказался смягченным

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Этот диссонанс оказался смягченным после окончательной переписки картины в конце 1880-х годов, хотя до конца избавиться от него художник так и не смог. Для этого пришлось бы отказаться от самой идеи картины, от противопоставления темного мира «преступлений и заговоров» и светлого - естественного и мирного существования.

Впрочем, смягчения произошли тогда и в нравственной проблематике картины. Репин сделал менее узнаваемой фотографию с убитого Александра II, смягчив тем самым основную «улику», предъявленную зрителю в первом варианте картины. Но основные изменения коснулись самого облика вернувшегося, который потерял гордыню, нераскаянную жестокость и самоуверенность. В варианте конца 1880-х годов, как уже неоднократно отмечалось, перед нами человек растерянный и сломленный, в его взгляде - выражение просящее и жалкое. Ниже опущена сама его голова, которая в раннем варианте была еще гордо вскинута вверх. Вопрос о приятии или неприятии его семьей теперь, пожалуй, уже не стоит. Сцена уже, очевидно, приблизилась по своему смыслу к каноническим сценам «Возвращения блудного сына». Глядя на неуверенное и робкое лицо вошедшего человека, мы уже понимаем, что в следующий момент на смену общему онемению придут признание и радость, т. е. прозвучат как бы заключительные, вполне примиряющие аккорды той эпопеи страданий, которую прошло - в произведениях Репина - поколение народнической молодежи.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Возрастающее разделение труда

Возрастающее разделение труда на пороге между мануфактурой и…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Абсолютное прошлое

Увы, к этому приводит инерция прямолинейного социологизирования, не…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…