Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

О том, какой это проступок

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Вопрос оставался тогда еще вполне нерешенным. Вернувшийся или «воскресший» - не только убийца, но и страдалец. Однако в той ранней версии его образа, от которой Репин впоследствии отказался, подчеркивалась, очевидно, нераскаянность человека, те самые черты упрямства или гордыни, о которых писал Степняк-Кравчинский. Один из рецензентов 1884 г. писал, что в лице вернувшегося «чувствуется надломленная, но еще не сокрушенная сила».

Быть может, поэтому лицо не вызывало и непосредственных зрительских симпатий. П. М. Третьяков, который постоянно требовал от Репина более благообразных решений (почему, спрашивал он, в толпе из «Крестного хода» не видно ни одного красивого лица?), советовал ему переписать лицо центрального персонажа с тем, чтобы оно было «молодое и непременно симпатичное»3" (курсив мой. - Г. П.).
Темнота лица и фигуры в том первом варианте казалась особенно подчеркнута и еще более, нежели в дошедшей до нас картине, контрастировали с впечатлением света семейного дома. Вообще в варианте 1884 г. еще более усилилось то противоречие между предметным языком картины и попытками метафорического истолкования мрака и света, о котором мы уже говорили применительно к главной группе в «Аресте». От этого противоречия Репин, пожалуй, избавится только в этюдах к «Государственному совету», где освободится не от метафоричности мрака, но от предметности. В 1880-е годы стремление пробиться к экспрессии света и тени как бы наталкивалось на достоверность в изображений дверей или стульев в результате чего фигура «темного человека» создавала не только художественный контраст, но, пожалуй, и зрительный диссонанс с оклеенной светлыми обоями комнатой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Картина-хроника, репортаж, картина-баллада, поэма

Называйте, как хотите, и все будет справедливым, потому что художники…

Европоцентризм и академическая теория музыки

Будучи европейской по происхождению, академическая теория музыки…

Ренессанс и важнейшие выводы

Мы опускаем детальное описание процесса, в рамках которого искусство…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…