Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Прямая антитеза

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Приподнимало ли этих людей уподобление их участникам «Тайной вечери»? Приподнимало, поскольку речь по-прежнему шла о жертвах, о людях, обрекших себя на мучения и гибель, причем не ради эгоистических целей. Но в то же время они и контраст своим евангельским прототипам, погрязшие во мраке заговоров и предательств, недооценки своей и посягательств на чужие жизни.

Если лица осужденного из «Отказа» или пропагандиста из остроуховского эскиза представляли свет среди мрака, то персонажи из «Сходки» - как бы и сами - нравственный мрак, темнота, угнетающая их молодые жизни. Свет же на этапе развития Репина в 1883 г. - об этом уже говорилось не подвиг страдания и жертвенности, как в 1879 г., но спокойная ясность домашнего мира в комнате со столом и роялем, оклеенной светло-зелеными обоями.
В «Не ждали» 1884 г. именно эти «свет» и «тьма» впрямую противопоставлены друг другу. Комната в большом полотне все та же, что и в варианте 1883 г. Она не столь светла, поскольку прибавилось и людей и темных предметов, но впечатление то же, тем более, что сохраняются и стол, за которым мирно работает семья, и ноты на пюпитре рояля.
И вот на фоне этой «светлой комнаты» явление «темного человека»! Заметим, что фигура матери по своей реальной тональности, возможно, еще более темна, чем фигура вошедшего. Однако на это не обращаешь внимания, ибо фигура матери как будто «по нашу сторону» во время этой встречи: мы как бы ее глазами и вместе с ней рассматриваем вошедшего, рисующегося темным силуэтом на фоне светлой стены и открытой двери. К тому же он темен не только фигурой, но и лицом, что выглядит особенно неожиданным после светлых лиц пропагандиста из остроуховского эскиза или героя «Отказа». Даже и в «Сходке» были если не светлые, то, во всяком случае, освещенные лица. Лицо же вошедшего темно во всей поражающей очевидности этого факта, и может быть здесь как раз и причина растерянности и удивления всех тех, кто находится в комнате.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Целостно-человеческое духовное содержание

Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе,…

Основополагающее значение понимания сущности

Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того…

Движение Бури и натиска

Во всяком случае, переход от манеры к стилю, который осуществил Гете…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…