Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Евангельская ассоциативность

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Но как же интерпретирована эта «вечеря»? Для того чтобы это понять, полезно сопоставить полотно с другой картиной того же 1883 г. - первым небольшим вариантом «Не ждали», с фигурой девушки в качестве центрального персонажа. (Холст этот был переписан Репиным в более поздние годы, и сейчас почти невозможно судить, мужская или женская фигура являлась первоначально перед сидящими в комнате.)

Одно несомненно: в основе лежало какое-то непосредственное жизненное впечатление. Подобно тому как в 1876 г. Репин написал свой первый этюд по следам своей встречи на «грязной дороге» с телегой с арестованным и жандармами, так в 1883 г. уже кто-то «на его глазах» воротился из ссылки, и это, быть может, и послужило толчком к созданию нескольких произведений, подводящих итоги народовольческим выступлениям.
Преобладающее настроение небольшой картины было, по-видимому, сохранено, если даже и "не усилено, его позднейшей перепиской. В 1883- 1884 гг. у Репина - автора картин на народовольческие темы - сформировались как бы два контрастных друг другу обобщенных образа. Один - это сгущенно-темное настроение «заговоров» или неотделимых от них «узилищ» («Сходка» и «В одиночном заключении»), другой - это свет покоя и домашнего мира, добра и ясности в отношениях между людьми (первый вариант «Не ждали»). Свет в этой небольшой картине - не просто физический свет, меняющийся с движением дня, как это было тогда же у импрессионистов, но прежде всего «нравственное свечение» естественного и ясного человеческого существования. Ближе всего к этой оклеенной зелеными обоями комнате, возможно, «светлая комната» из серовского портрета Веры Мамонтовой, появившегося тремя годами позднее. Свет в этой серовской картине - сама чистота и цельность юного существа, выражение непосредственности его душевных движений. Но именно к этому стремился и Репин в первом варианте «Не ждали», где в девушках за роялем и за столом - выражение семейного согласия, мира, словно встревоженного и смущенного появлением пришельца из «мира мрака».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Современное искусство

«Вовлечение» - акт чувственного уподобления реальности. Зритель…

Мифология как способ мышления и миросозерцания

Мифология как способ мышления и миросозерцания, адекватный…

Универсальный мир искусства

Художник творит «страну идеала», универсальный мир искусства,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…