Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Но как же интерпретирована эта «вечеря»? Для того чтобы это понять, полезно сопоставить полотно с другой картиной того же 1883 г. - первым небольшим вариантом «Не ждали», с фигурой девушки в качестве центрального персонажа. (Холст этот был переписан Репиным в более поздние годы, и сейчас почти невозможно судить, мужская или женская фигура являлась первоначально перед сидящими в комнате.)
Одно несомненно: в основе лежало какое-то непосредственное жизненное впечатление. Подобно тому как в 1876 г. Репин написал свой первый этюд по следам своей встречи на «грязной дороге» с телегой с арестованным и жандармами, так в 1883 г. уже кто-то «на его глазах» воротился из ссылки, и это, быть может, и послужило толчком к созданию нескольких произведений, подводящих итоги народовольческим выступлениям.
Преобладающее настроение небольшой картины было, по-видимому, сохранено, если даже и "не усилено, его позднейшей перепиской. В 1883- 1884 гг. у Репина - автора картин на народовольческие темы - сформировались как бы два контрастных друг другу обобщенных образа. Один - это сгущенно-темное настроение «заговоров» или неотделимых от них «узилищ» («Сходка» и «В одиночном заключении»), другой - это свет покоя и домашнего мира, добра и ясности в отношениях между людьми (первый вариант «Не ждали»). Свет в этой небольшой картине - не просто физический свет, меняющийся с движением дня, как это было тогда же у импрессионистов, но прежде всего «нравственное свечение» естественного и ясного человеческого существования. Ближе всего к этой оклеенной зелеными обоями комнате, возможно, «светлая комната» из серовского портрета Веры Мамонтовой, появившегося тремя годами позднее. Свет в этой серовской картине - сама чистота и цельность юного существа, выражение непосредственности его душевных движений. Но именно к этому стремился и Репин в первом варианте «Не ждали», где в девушках за роялем и за столом - выражение семейного согласия, мира, словно встревоженного и смущенного появлением пришельца из «мира мрака».
← Преобладающее настроение | А. Н. Бенуа → |
---|