Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Евангельская ассоциативность

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Но как же интерпретирована эта «вечеря»? Для того чтобы это понять, полезно сопоставить полотно с другой картиной того же 1883 г. - первым небольшим вариантом «Не ждали», с фигурой девушки в качестве центрального персонажа. (Холст этот был переписан Репиным в более поздние годы, и сейчас почти невозможно судить, мужская или женская фигура являлась первоначально перед сидящими в комнате.)

Одно несомненно: в основе лежало какое-то непосредственное жизненное впечатление. Подобно тому как в 1876 г. Репин написал свой первый этюд по следам своей встречи на «грязной дороге» с телегой с арестованным и жандармами, так в 1883 г. уже кто-то «на его глазах» воротился из ссылки, и это, быть может, и послужило толчком к созданию нескольких произведений, подводящих итоги народовольческим выступлениям.
Преобладающее настроение небольшой картины было, по-видимому, сохранено, если даже и "не усилено, его позднейшей перепиской. В 1883- 1884 гг. у Репина - автора картин на народовольческие темы - сформировались как бы два контрастных друг другу обобщенных образа. Один - это сгущенно-темное настроение «заговоров» или неотделимых от них «узилищ» («Сходка» и «В одиночном заключении»), другой - это свет покоя и домашнего мира, добра и ясности в отношениях между людьми (первый вариант «Не ждали»). Свет в этой небольшой картине - не просто физический свет, меняющийся с движением дня, как это было тогда же у импрессионистов, но прежде всего «нравственное свечение» естественного и ясного человеческого существования. Ближе всего к этой оклеенной зелеными обоями комнате, возможно, «светлая комната» из серовского портрета Веры Мамонтовой, появившегося тремя годами позднее. Свет в этой серовской картине - сама чистота и цельность юного существа, выражение непосредственности его душевных движений. Но именно к этому стремился и Репин в первом варианте «Не ждали», где в девушках за роялем и за столом - выражение семейного согласия, мира, словно встревоженного и смущенного появлением пришельца из «мира мрака».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Творчество Л. Н. Толстого

Но философия марксизма дает, разумеется, основания для более широкого…

Возрастающее разделение труда

Возрастающее разделение труда на пороге между мануфактурой и…

Ритм - основа налаженного и устроенного быта

Ритм - основа налаженного и устроенного быта. Сбивка с ритма - это…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…