Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Прямая антитеза этому свету - сгущенно-мрачная атмосфера «Сходки». Если говорить о современном (а не евангельском) «плане» происходящего, то здесь опять своеобразная подстановка названия. Изображена никакая не сходка, ибо сходками называли в те годы многолюдные собрания студенческой молодежи, где читали вслух, знакомились или, чаще всего, обменивались книгами.
То, что показано у Репина, - это тайное собрание заговорщиков, которое с евангельской «тайной вечерей» сближает, пожалуй, то, что и тут и там дело идет о выявлении «предавшего» или еще «имеющего предать». «Рыжий председатель», обхватив руками края стола, произносит изобличающие слова, двое сидящих, лица которых освещены, строго или со страхом смотрят на предателя, а тот демонстративно и мрачно отворачивается от всех, сидя на противоположном углу стола.
В годы, когда создавалась эта картина, интеллигенцией по-новому вспоминалась «печаевщина» с ее атмосферой «убийств своих». К тому же после смерти в 1881 г. Достоевского по-новому жадно перечитывались и его произведения, причем по-особому волновали, по-видимому, «Бесы», где впечатления «нечаевщины» представали живыми или, во всяком случае, выразительно инсценированными. Репин читал роман наверняка напряженнее, чем многие, заражаясь им прежде всего как художник. Многое в «Сходке» как бы навеяно обстановкой именин у Виргинского или бесконечных разговоров с Кирилловым - с желтым чаем в стаканах на убогих столах или бледно-желтыми лицами вокруг тусклых ламп. В канонических «Тайных вечерях», и прежде всего в знакомой русскому зрителю «Тайной вечере» Ге, мрачно-темен был только Иуда, в то время как лица Христа и апостолов были светлыми (даже если иные из них и оказывались заслонены от света). В «Сходке» мрачна уже и вся изображенная сцена. Даже немногие лица, которые освещены, залиты каким-то скорее воспаленным, но в то же время и мутным светом. Это не свет на лице пропагандиста из остроуховского эскиза - свет человечности и чистоты, - но еле теплящееся мерцание, выделяющее из мрака лица безглазые или с глазами, прячущимися за очками, неодухотворенные, почти испитые.
← Прямая антитеза | Евангельская ассоциативность → |
---|