Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Преобладающее настроение

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Прямая антитеза этому свету - сгущенно-мрачная атмосфера «Сходки». Если говорить о современном (а не евангельском) «плане» происходящего, то здесь опять своеобразная подстановка названия. Изображена никакая не сходка, ибо сходками называли в те годы многолюдные собрания студенческой молодежи, где читали вслух, знакомились или, чаще всего, обменивались книгами.

То, что показано у Репина, - это тайное собрание заговорщиков, которое с евангельской «тайной вечерей» сближает, пожалуй, то, что и тут и там дело идет о выявлении «предавшего» или еще «имеющего предать». «Рыжий председатель», обхватив руками края стола, произносит изобличающие слова, двое сидящих, лица которых освещены, строго или со страхом смотрят на предателя, а тот демонстративно и мрачно отворачивается от всех, сидя на противоположном углу стола.
В годы, когда создавалась эта картина, интеллигенцией по-новому вспоминалась «печаевщина» с ее атмосферой «убийств своих». К тому же после смерти в 1881 г. Достоевского по-новому жадно перечитывались и его произведения, причем по-особому волновали, по-видимому, «Бесы», где впечатления «нечаевщины» представали живыми или, во всяком случае, выразительно инсценированными. Репин читал роман наверняка напряженнее, чем многие, заражаясь им прежде всего как художник. Многое в «Сходке» как бы навеяно обстановкой именин у Виргинского или бесконечных разговоров с Кирилловым - с желтым чаем в стаканах на убогих столах или бледно-желтыми лицами вокруг тусклых ламп. В канонических «Тайных вечерях», и прежде всего в знакомой русскому зрителю «Тайной вечере» Ге, мрачно-темен был только Иуда, в то время как лица Христа и апостолов были светлыми (даже если иные из них и оказывались заслонены от света). В «Сходке» мрачна уже и вся изображенная сцена. Даже немногие лица, которые освещены, залиты каким-то скорее воспаленным, но в то же время и мутным светом. Это не свет на лице пропагандиста из остроуховского эскиза - свет человечности и чистоты, - но еле теплящееся мерцание, выделяющее из мрака лица безглазые или с глазами, прячущимися за очками, неодухотворенные, почти испитые.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Понимание мира в древности

Никого не смущала ни множественность начал мира, ни то, что вместо…

Противоречия культуры

Для современного прогрессивного искусства характерно возрастающее…

Сферы для определенных поколений

Например, функции развлечения и разрядки как компенсация интенсивного…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…