Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Этапы развития Репина

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Темы «света» и «тьмы» в особенности усиливаются тогда, когда мы погружаемся в подробности фабулы и связанных с ней евангельских ассоциаций. Я уже говорил, что изображенная сцена должна была вызывать в воображении зрителя распространенные в мировой иконографии эпизоды «узнавания близкими воскресшего из мертвых героя». Ведь именно об этом идет речь в картине Репина и именно это подчеркивается несколькими недвусмысленными деталями!

Изображенная на картине семья - в глубоком трауре, о чем говорят не только черные одежды женщин, но и главным образом траурная наколка на голове у матери. Вторая деталь - изображение Голгофы на стене за роялем. Казнь совершилась, фигура матери в трауре - у самого подножия Голгофы, здесь неизбежны ассоциации с Богоматерью, тем более что очертания головы старой женщины прямо воспроизводят округлые очертания гравюры. И вот - внезапное появление ее казненного сына! Словно сраженная, в немом изумлении она поднимается с кресла, дети не узнают отца, а на лице жены за роялем - мгновение, когда недоумение сменяется «судорогой надежды».
Однако темнота лица «явившегося» семье человека - прямой контраст такому смыслу подтекста! И это переносит нас в сегодняшний «план» картины. Фигура распятого на гравюре светла, по сторонам от нее - Некрасов и Шевченко - такие же заведомо светлые личности, по восприятию той эпохи. Фигуры матери, жены, детей - из этого же светлого мира, недаром они и сгруппированы в правой части картины вокруг стола и рояля и как будто «осенены» «иконостасом подвижников» из трех безупречных и светлых жертв. На этом фоне лицо «явившегося» воспринимается не просто как темное, но как «пугающе темное». Вместе с ним в атмосферу домашнего мира вторгается ощущение страха, сосредоточенный «сгусток мрака», перед которым все застывает в оцепенении - как будто следы, отпечатанные на человеческом лице не просто страданием (ибо страдание не отемняет, но «осветляет» личность), но каким-то собственным деянием, проступком, после которого человеческое лицо раз навсегда перестает светиться.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Стилевое единство

При этом Иоффе вполне обоснованно стремился отыскать общие вертикали,…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Художественное восприятия

В эстетической науке многократно повторялось положение о…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…