Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Художественное наследие критического реализма обычно рассматривается как особая страница отечественной культуры. Преимущественное внимание к теневым и драматическим сторонам народной жизни, изображение душевных страданий, сословного и морального отчуждения личности, осознанные как гражданский долг и служение общественное пользе, - все это, казалось бы, должно было предопределить прозаическую будничность литературного повествования, поэтического слова, изобразительного и музыкального образа.
Между тем даже беглый, но внимательный и непредвзятый взгляд позволяет заметить парадокс, до сих пор в достаточной мере не оцененный и, в сущности, не исследованный ни литературоведами, ни искусствоведами: в той картине мира, которую своими средствами воссоздавали различные виды творчества во второй половине прошлого века, какой бы драматичной и даже катастрофической она ни была, совершенно особую роль играл и, по-видимому, важнейшую функцию исполнял образ праздника.
Нетрудно убедиться в том, что начиная с 1850-х годов именно праздничные сцены неизменно сопутствуют развитию художественной идеи произведения, становясь его кульминацией, его разрешающим контрапунктом у самых различных по творческим установкам мастеров. Сколько - и притом лучших! - страниц принадлежит праздничным радостям детства, юношескому восторгу первых балов, святочных переодеваний, сколько написано о народном пении и плясках в «Детстве, отрочестве и юности», «Войне и мире» Л. Толстого; сколько народных гуляний и традиционных обрядовых сцен в драматургии А. Островского, сколько различного рода именин, благотворительных вечеров, лихих кутежей в романах Ф. Достоевского - достаточно вспомнить об этом, чтобы почувствовать, что мы имеем дело не со случайной прихотью писателя, не с персональным выбором или индивидуальным пристрастием того или иного автора, но с какой-то внутренней закономерностью культурно-эстетического сознания эпохи, с ключевыми ее позициями. Ведь и живопись начинает отсчет новых страниц бытового жанра с картины семейного праздника - федотовского «Сватовства майора» - и мрачной пародии на праздник - перовского «Крестного хода на Пасху»; да и новая музыка поражает слушателя драматической напряженностью праздничных сцен в «Русалке» А. Даргомыжского, «Пиковой даме» П. Чайковского, «Борисе Годунове» и «Хованщине» М. Мусоргского, автора «Песен и плясок смерти».
← Темнота лица и фигуры | Диссонанс оказался смягченным → |
---|