Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Масса интеллигенции

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

После 1 марта «проснулись все иррациональные чувства верноподданных» . По словам А. Н. Бенуа, на площадь Зимнего дворца со всего города стекался народ, и когда «императорский штандарт над главными воротами спустился, то все бросились на колени, и площадь огласилась рыданиями» , «сотни тысяч прошли в немом ужасе, преклоняя колена перед обставленным свечами гробом и прикладываясь к образку, который был положен в сложенные руки покойного».

А на набережной Екатерининского канала, где произошло убийство, «стоял стол для пожертвований на постройку храма на месте убиения царя-мученика - иначе убитого государя не называли.
Масса же интеллигенции отшатнулась после цареубийства от самой идеи насилия как возможного способа борьбы со злом. Насилие, с одной стороны, влечет ответное насилие, с другой - и не способно ни на йоту увеличить влияние добра на людей. Л. Толстой как раз в эти годы впервые выступил со своей проповедью «непротивления злому», причем он прямо ссылался на массовые насилия, с одной стороны, турецкой войны, а с другой - войны революционеров-террористов. В статье «В чем моя вера», относящейся к 1884 г., Толстой рассказал о попавшей ему в руки поучительной переписке «православного-славянофила с христианином-революционером. Один отстаивал насилие войны во имя угнетенных братьев-славян, другой - насилие революции во имя угнетенных братьев русских мужиков. Оба требуют насилия и оба опираются на учение Христа» . Оба забывают главное в учении Христа, высказанное им в Нагорной проповеди: «Вам сказано (т. е. сказано в заповедях Моисея): око за око, зуб за зуб. А я вам говорю: не противьтесь злому» . Еще пятилетие назад интеллигенция, по свидетельству В. В. Стасова, «словно ужаленная», внимала словам осужденного из «Последней исповеди» Минского, произносившего не столько слова раскаяния, сколько ироническую отповедь словам Евангелия: «Прости, господь, что бедных и голодных я горячо, как братьев, полюбил... что я убийц казнил за их убийства (курсив мой. - Г. П.)» . Теперь очень многие внимали Л. Толстому: «Не противься злому - значит.. . никогда не делай насилия, т. е. такого поступка, который всегда противоположен любви.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Убеждение Лессинга

Ее отсутствие породило множество трудностей, в борьбе с которыми и…

Жизненная ситуация

Оно сопутствует труду, общению, играм, но никогда не выделяется в…

Суть эксперимента в фольклористике

Экспериментальный момент всегда и изначально присущ…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…