Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Масса интеллигенции

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

После 1 марта «проснулись все иррациональные чувства верноподданных» . По словам А. Н. Бенуа, на площадь Зимнего дворца со всего города стекался народ, и когда «императорский штандарт над главными воротами спустился, то все бросились на колени, и площадь огласилась рыданиями» , «сотни тысяч прошли в немом ужасе, преклоняя колена перед обставленным свечами гробом и прикладываясь к образку, который был положен в сложенные руки покойного».

А на набережной Екатерининского канала, где произошло убийство, «стоял стол для пожертвований на постройку храма на месте убиения царя-мученика - иначе убитого государя не называли.
Масса же интеллигенции отшатнулась после цареубийства от самой идеи насилия как возможного способа борьбы со злом. Насилие, с одной стороны, влечет ответное насилие, с другой - и не способно ни на йоту увеличить влияние добра на людей. Л. Толстой как раз в эти годы впервые выступил со своей проповедью «непротивления злому», причем он прямо ссылался на массовые насилия, с одной стороны, турецкой войны, а с другой - войны революционеров-террористов. В статье «В чем моя вера», относящейся к 1884 г., Толстой рассказал о попавшей ему в руки поучительной переписке «православного-славянофила с христианином-революционером. Один отстаивал насилие войны во имя угнетенных братьев-славян, другой - насилие революции во имя угнетенных братьев русских мужиков. Оба требуют насилия и оба опираются на учение Христа» . Оба забывают главное в учении Христа, высказанное им в Нагорной проповеди: «Вам сказано (т. е. сказано в заповедях Моисея): око за око, зуб за зуб. А я вам говорю: не противьтесь злому» . Еще пятилетие назад интеллигенция, по свидетельству В. В. Стасова, «словно ужаленная», внимала словам осужденного из «Последней исповеди» Минского, произносившего не столько слова раскаяния, сколько ироническую отповедь словам Евангелия: «Прости, господь, что бедных и голодных я горячо, как братьев, полюбил... что я убийц казнил за их убийства (курсив мой. - Г. П.)» . Теперь очень многие внимали Л. Толстому: «Не противься злому - значит.. . никогда не делай насилия, т. е. такого поступка, который всегда противоположен любви.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Социальная система

Ведь художественная культура должна постоянно не только отвечать…

Музыкологические этюды

В отношении к виртуозной связанности правилами и склонностью к…

Картина действительности

Еще молодой Гете выступал против жесткого подчинения искусства…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…