Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Образ праздника и та концепция праздничности, которая заключена в повести Толстого, имеют крайне важное значение для понимания дальнейшей трансформации этой темы в русской художественной культуре. Можно было бы сказать, что современники писателя «торопились» определить собственную позицию, самостоятельную точку зрения, дополняющую, развивающую или оспаривающую исходные основания толстовской версии «праздника жизни».
Почти одновременно с толстовской повестью одна за другой появились две пьесы А. Островского, по-своему истолковавшего смысл и значение образа праздника в искусстве.
Комедию «Бедность не порок» и драму (первая драма в творчестве писателя, уже получившего известность в качестве комедиографа) «Не так живи, как хочется» в ходе наших рассуждений можно рассматривать как один из полемических аргументов в большом диалоге создателей русской художественной культуры. Драматургией Островского в последние десятилетия занимались многие крупные советские исследователи, поэтому, сославшись на их общие выводы (оценка современной писателю критики s, жанровые особенности , место в ряду русских драматургов XIX в., отношения с актерами-исполнителями, своеобразие поэтики 6 и т. д.), мы можем прямо обратиться к нашей теме.
Обе пьесы принадлежат к так называемому «москвитянекому» периоду, обе отмечены идейной близостью автора к издателям «почвенического» журнала, поисками новых форм национального театра. «Бедность не порок» и «Не так живи» были в некотором роде неожиданностью для публики, высоко оценившей яркую самобытность и сатирический пафос «безгерой-ной» комедии «Свои люди - сочтемся!». Зрители и критика настороженно и даже с некоторой растерянностью встретили на сцене таких персонажей, как Любим Торцов и старый Илья Иванович. Между тем в творческом самоопределении Островского именно эти произведения сыграли особую роль: в них впервые прозвучали мотивы, которые в дальнейшем на протяжении более чем трех десятилетий разворачивались и развивались писателем и в бытовых, и в исторических, и в сказочных сюжетах . Центром художественного мира обеих пьес служит праздник.
← Взаимодействие праздника | Творчество Л. Толстого → |
---|