Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

А. Н. Бенуа

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду и все-таки не делай насилия над другим». Народовольческие картины Репина 1880-х годов непосредственно соприкасаются с подобными настроениями. Они проникнуты неприятием самой «атмосферы заговоров», атмосферы насилия и мрака, «противоположной любви», естественной человеческой жизни, свету. Известное примирение наступает лишь в конце десятилетия, когда Репин создает окончательный вариант «Не ждали», в последний раз переписав на том же холсте лицо вернувшегося ссыльного.

Евангельская ассоциативность в этих поздних картинах вспыхивает по-особому остро. Однако она получает иное значение, во многом противоположное тому, какое имела, скажем, в эскизе к «Аресту пропагандиста» из коллекции Остроухова. Там облик пропагандиста мысленно «спроецирован» на собственный евангельский прототип, фигуру привязанного к столбу Христа, и, таким образом, освещен излучаемым им нравственным светом, как бы внутренне отождествлен с его праведнической природой. В «Не ждали» или же в «Сходке» прием совершенно иной. Художник, с одной стороны, ставит своих персонажей в ситуацию «тайной вечери» или «Узнавания близкими воскресшего из мертвых человека». Но с другой - он и судит и осуждает их с точки зрения этих ситуаций, не отождествляя их в нравственном отношении с евангельским прообразом, но скорее противопоставляя ему (подобный же прием применен позднее и в «Двенадцати» Блока).
«Сходку» 1883 г. Репин в особенности настойчиво уподобил евангельской «Тайной вечере». Здесь и тринадцать непременных участников сцены (", и фигура предателя, мрачно обособленного и отвернувшегося от других, как это и бывало на всех канонических изображениях «вечери». Своим ночным освещением, с заслоняющей свет фигурой, «Сходка» могла напоминать и «Тайную вечерю» Ге, где тот же прием «против света» использован еще более экспрессивно. Кое в чем евангельский и современный «планы» сюжета даже и «спутаны» в этом репинском полотне: одна из фигур на втором плане, в тени, выглядит своеобразным «пришельцем» из евангельского пласта. Это персонаж за спиной «лохматого председателя» - юноша или девушка с подчеркнуто иудейским лицом и прической, - как будто сошедшие с какого-нибудь полотна на библейскую тему.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественное восприятия

В эстетической науке многократно повторялось положение о…

Египетские пирамиды и кино

Мальчик видит во сне бабочку, и, проснувшись, он задумался о том, он…

Антропологический взгляд

Есть художественные формы, являющиеся как порождение - и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…