Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

А. Н. Бенуа

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду и все-таки не делай насилия над другим». Народовольческие картины Репина 1880-х годов непосредственно соприкасаются с подобными настроениями. Они проникнуты неприятием самой «атмосферы заговоров», атмосферы насилия и мрака, «противоположной любви», естественной человеческой жизни, свету. Известное примирение наступает лишь в конце десятилетия, когда Репин создает окончательный вариант «Не ждали», в последний раз переписав на том же холсте лицо вернувшегося ссыльного.

Евангельская ассоциативность в этих поздних картинах вспыхивает по-особому остро. Однако она получает иное значение, во многом противоположное тому, какое имела, скажем, в эскизе к «Аресту пропагандиста» из коллекции Остроухова. Там облик пропагандиста мысленно «спроецирован» на собственный евангельский прототип, фигуру привязанного к столбу Христа, и, таким образом, освещен излучаемым им нравственным светом, как бы внутренне отождествлен с его праведнической природой. В «Не ждали» или же в «Сходке» прием совершенно иной. Художник, с одной стороны, ставит своих персонажей в ситуацию «тайной вечери» или «Узнавания близкими воскресшего из мертвых человека». Но с другой - он и судит и осуждает их с точки зрения этих ситуаций, не отождествляя их в нравственном отношении с евангельским прообразом, но скорее противопоставляя ему (подобный же прием применен позднее и в «Двенадцати» Блока).
«Сходку» 1883 г. Репин в особенности настойчиво уподобил евангельской «Тайной вечере». Здесь и тринадцать непременных участников сцены (", и фигура предателя, мрачно обособленного и отвернувшегося от других, как это и бывало на всех канонических изображениях «вечери». Своим ночным освещением, с заслоняющей свет фигурой, «Сходка» могла напоминать и «Тайную вечерю» Ге, где тот же прием «против света» использован еще более экспрессивно. Кое в чем евангельский и современный «планы» сюжета даже и «спутаны» в этом репинском полотне: одна из фигур на втором плане, в тени, выглядит своеобразным «пришельцем» из евангельского пласта. Это персонаж за спиной «лохматого председателя» - юноша или девушка с подчеркнуто иудейским лицом и прической, - как будто сошедшие с какого-нибудь полотна на библейскую тему.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Пластические находки

Буквально все, до последней былинки, обозначенной автором, влечет…

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Основополагающее значение понимания сущности

Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…