Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Живописная фактура пьесы

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Для того чтобы проникнуть в замысел Островского, необходимо сделать небольшое отступление. В обеих пьесах, о которых шла речь, нарисованы картины важнейших моментов годового календаря русского человека. В ежегодном праздничном цикле Святки и Масленица занимают особое место, располагаясь в попраздновании и пред праздновании, следом и в преддверии двух важнейших главных годовых постов.
Святки - это, в сущности, время вне времени.

Двухнедельное разрешение от поста разделяет Рождество и Крещение - единый по сущности и нераздельный по смыслу праздник Богоявления, который в древности отправлялся в один день. Разрыв этот - своего рода историческое попущение, время ожидания, когда Истина уже явилась в мир, но знают об этом немногие избранные, и до ее явления народу (Крещения) на земле как бы все еще царит память о старом, языческом Законе. Святочные забавы, ряженые, балаганные представления, гаданье - все это происходит вне времени, до времени, до начала истории. Именно поэтому особую силу приобретают обман, насмешничание, козни лукавого. Но вот слетает морок дурмана, чарованья, в канун Богоявления возвращается краткий, но сугубый пост, чтобы, очистившись от вихрем пронесшегося веселья, люди вступили в полноту нового времени, в космический праздник всех «источников живота», Великого Водоосвящения. Именно поэтому так хрупок и призрачен праздник-идиллия в комедии «Бедность не порок», так легко вспугнуть его то вспыхивающие, то угасающие радости. Стоит появиться Гордею Торцову, чтобы прервались песни, расстроились пляски, замолкли гости и домочадцы. Его грубые брань и попреки из другой стихии - они из сумерек будней, которых бежит лукавый святочный свет, свет предчувствий и ожиданий. Уход и возвращение Любима Торцова как бы восстанавливают единство праздника, обновляют помраченные души, разрешают недоумения и возрождают мир. Из безвременья мы возвращаемся во время, прерванная песня запевается снова, жизнь продолжается.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Универсальность человека и универсальность искусства

И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Пропагандистская деятельность искусства социалистического общества

Идеология занимает большое место в борьбе за чувства и умы людей. Не…

Методологические проблемы фольклористики

Вместе с тем в отличие от других форм духовной культуры задача…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…