Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Для того чтобы проникнуть в замысел Островского, необходимо сделать небольшое отступление. В обеих пьесах, о которых шла речь, нарисованы картины важнейших моментов годового календаря русского человека. В ежегодном праздничном цикле Святки и Масленица занимают особое место, располагаясь в попраздновании и пред праздновании, следом и в преддверии двух важнейших главных годовых постов.
Святки - это, в сущности, время вне времени.
Двухнедельное разрешение от поста разделяет Рождество и Крещение - единый по сущности и нераздельный по смыслу праздник Богоявления, который в древности отправлялся в один день. Разрыв этот - своего рода историческое попущение, время ожидания, когда Истина уже явилась в мир, но знают об этом немногие избранные, и до ее явления народу (Крещения) на земле как бы все еще царит память о старом, языческом Законе. Святочные забавы, ряженые, балаганные представления, гаданье - все это происходит вне времени, до времени, до начала истории. Именно поэтому особую силу приобретают обман, насмешничание, козни лукавого. Но вот слетает морок дурмана, чарованья, в канун Богоявления возвращается краткий, но сугубый пост, чтобы, очистившись от вихрем пронесшегося веселья, люди вступили в полноту нового времени, в космический праздник всех «источников живота», Великого Водоосвящения. Именно поэтому так хрупок и призрачен праздник-идиллия в комедии «Бедность не порок», так легко вспугнуть его то вспыхивающие, то угасающие радости. Стоит появиться Гордею Торцову, чтобы прервались песни, расстроились пляски, замолкли гости и домочадцы. Его грубые брань и попреки из другой стихии - они из сумерек будней, которых бежит лукавый святочный свет, свет предчувствий и ожиданий. Уход и возвращение Любима Торцова как бы восстанавливают единство праздника, обновляют помраченные души, разрешают недоумения и возрождают мир. Из безвременья мы возвращаемся во время, прерванная песня запевается снова, жизнь продолжается.
← Бедность не порок | Праздник, онтологически присущий чистой и невинной детской душе → |
---|