Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Живописная фактура пьесы

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Для того чтобы проникнуть в замысел Островского, необходимо сделать небольшое отступление. В обеих пьесах, о которых шла речь, нарисованы картины важнейших моментов годового календаря русского человека. В ежегодном праздничном цикле Святки и Масленица занимают особое место, располагаясь в попраздновании и пред праздновании, следом и в преддверии двух важнейших главных годовых постов.
Святки - это, в сущности, время вне времени.

Двухнедельное разрешение от поста разделяет Рождество и Крещение - единый по сущности и нераздельный по смыслу праздник Богоявления, который в древности отправлялся в один день. Разрыв этот - своего рода историческое попущение, время ожидания, когда Истина уже явилась в мир, но знают об этом немногие избранные, и до ее явления народу (Крещения) на земле как бы все еще царит память о старом, языческом Законе. Святочные забавы, ряженые, балаганные представления, гаданье - все это происходит вне времени, до времени, до начала истории. Именно поэтому особую силу приобретают обман, насмешничание, козни лукавого. Но вот слетает морок дурмана, чарованья, в канун Богоявления возвращается краткий, но сугубый пост, чтобы, очистившись от вихрем пронесшегося веселья, люди вступили в полноту нового времени, в космический праздник всех «источников живота», Великого Водоосвящения. Именно поэтому так хрупок и призрачен праздник-идиллия в комедии «Бедность не порок», так легко вспугнуть его то вспыхивающие, то угасающие радости. Стоит появиться Гордею Торцову, чтобы прервались песни, расстроились пляски, замолкли гости и домочадцы. Его грубые брань и попреки из другой стихии - они из сумерек будней, которых бежит лукавый святочный свет, свет предчувствий и ожиданий. Уход и возвращение Любима Торцова как бы восстанавливают единство праздника, обновляют помраченные души, разрешают недоумения и возрождают мир. Из безвременья мы возвращаемся во время, прерванная песня запевается снова, жизнь продолжается.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Клубная художественная самодеятельность

Немудрено, что после подобных экстраполяций, поддерживаемых…

Путешествие за бабочкой

Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…

Изменение культурологического подхода

Он изучается культурологией и описывается ее категориями, в то время…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…